Вышивка

Мастер класс: холодный фарфор. Цветы

Мастер класс: холодный фарфор. Цветы

Цветы. Как много радости они приносят нам. Их дарят на праздники, их покупают просто для души, выращивают на подоконниках. Но сколь бы ни были они прекрасны, срезанные цветы рано или поздно увядают, а за горшочными цветами нужен, порой, такой кропотливый уход, что не каждый человек с этим справится. Многие годы люди заменяли живые цветы искусственными, стараясь решить проблему недолговечности живых цветов. Они делали их из камня, глины, бумаги, ткани, кожи… А в наше время наибольшую популярность приобретают цветы из холодного фарфора и полимерных глин, созданных специально для полимерной флористики.

Не смотря на то, что о холодном фарфоре многие слышат лишь впервые, появился он еще в середине прошлого века. Многие источники предпочитают отдавать дань первого открытия именно Аргентине, но существует немало сведений и о том, что «открывали» его приблизительно в одно и то же время повсеместно. Ведь холодный фарфор сам по себе простой для изготовления материал - в его основе лежит крахмал и клей пва. И лишь со временем, когда флористы обратили на него свое внимание, он начал дорабатываться и усовершенствоваться в погоне за мягкостью и эластичностью. Почему же состав, который по сути дела не имеет никакого отношения к фарфору (крахмал + пва) называется холодным фарфором? Все очень просто и без изысков. Засохшая смесь по своему внешнему виду напоминает фарфор, а так как материал не требует обжига и высыхает самостоятельно довольно быстро, то ему дали название «холодный фарфор».

Я не буду углубляться в скучную историю или сравнительные характеристики. Хочу лишь сказать, что на сегодняшний день появляется все больше и больше полимерных глин, которые по своему составу схожи с холодным фарфором, а по техническим качествам даже обгоняют его. Но если вы только начинаете интересоваться полимерной флористикой, и не уверены, что готовы потратить внушительную сумму на изучение разнообразных видов пластика, а так же на покупку солидной горы инструментов, то холодный фарфор - то, что вам нужно. То, в чем полимерные глины вряд ли когда победят эту простую смесь – цена. Заводские полимерные глины продаются за относительно большие деньги. К примеру, на момент написания этой статьи (начало 2013 года), полимерная самозатвердевающая глина Modena от японской фирмы Padico в Москве стоит 550 рублей за 250 грамм, Sukerukun (Япония) – 900 рублей за 200 грамм, Сlear (Японимя) – 450 рублей за 100 грамм. Тайские глины, которые я ставлю на одну ступеньку ниже по качеству, а так же из-за отсутствия или наличия сомнительного сертификата нетоксичности, стоят от 300 до 450 рублей. В то время как материал для приготовления фарфора в домашних условиях обойдется вам в 5-10 раз дешевле. Все зависит от того, какие материалы вы покупаете, и какого эффекта вы хотите добиться. Конечно, со временем вы поймете, что проблема цены решается путем оптовой закупки глины сразу на год, но к этому приходят лишь те, кто решил продавать свои изделия. Да и то, цена все равно остается выше, но вы экономите в другом – время, которое вы потратите на процесс варки и свое здоровье, о котором мало кто думает, пренебрегая простыми средствами безопасности во время приготовления холодного фарфора.

Второе не менее важное качество – эластичность во время лепки. Качественно приготовленный холодный фарфор обладает необычайной эластичностью материала, которая сохраняется даже, когда глина начинает немного подсыхать и сравниться с ней могут лишь особо дорогие глины (например Sukerukun, Clear). Это очень важно особенно в тех случаях, когда мастеру приходится долго работать с одним кусочком холодного фарфора из-за неопытности или в связи повышенной сложностью создаваемого изделия. Многие мастера не обращают внимание на этот пункт и считают аккуратность излишеством. Я не собираюсь спорить с ними. Каждый волен идти тем путем, который ему больше нравится. Я предпочитаю путь изящества, аккуратности и нежности. С каждым своим новым изделием я медленно, но упорно двигаюсь по нему и ни капли не жалею затраченного на всю эту аккуратность времени. Потому что я вижу радость в глазах людей, когда они получают мои цветы и украшения, и это самый лучший показатель для меня того, что я все делаю правильно.

Итак, прошло время лирики. Я исхожу из того, что раз вы начали читать эту статью, то вы что-то слышали об искусственных цветах из полимерной глины, цветах из холодного фарфора, керамической флористике и тому подобное. И вам стало интересно, как самому попробовать сделать что-то эдакое? Что для этого нужно? Как начать? Куда? Зачем? Как!!! Лично меня эти вопросы переполняли, когда я поняла, что информации на известных мне ресурсах не так-то уж и много. Нет, конечно, если задаться целью, то всегда можно найти то, что ищешь, но сколько времени было потрачено для того, чтобы вычленить, что первостепенно, а что не так важно для начала. Думаю, что многим творческим людям знаком тот азарт, который переполняет нас, когда мы загораемся новой идеей. Не зная толком техники и сути, мы идем в магазин и покупаем все, что связано с выбранной нами тематикой и лишь спустя некоторое время мы осознаем, что где-то две трети купленного нами или просто не нужно, или понадобится еще не скоро. Начав писать эту статью, я в первую очередь поставила себе цель не столько рассказать о холодном фарфоре, полимерных глинах и полимерной флористике вообще, а сколько показать, что может понадобиться начинающему мастеру на первых парах. Как можно обойтись подручными материалами и сократить затраты по минимуму на случай, если ваша страсть пройдет. Ведь далеко не все, что мы хотим попробовать, подходит нам.

Хочу сразу сказать, что если вы планируете двигаться по пути полимерной флористики, то у вас просто обязано быть в запасе неограниченное терпение, хорошо развита моторика пальцев, а так же тяга к аккуратизму. А уж если вы рискнете взглянуть в сторону белого фарфора… То терпение, быстрота и аккуратность вам необходимы, как воздух! Отсутствие какой-то из составляющих не лишает вас права и возможности заниматься данным творчеством. Ни в коем случае! Но вы должны понимать, что реалистичные цветы получаются лишь в случае львиной доли терпения, аккуратности и ловкости пальцев. Хотя все эти три качества прекрасно развиваются в процессе. Так что, наверное, главное все же желание. Ну а его у нас предостаточно!

Полимерная и керамическая флористика

Искусственные цветы из фарфора, холодного фарфора и полимерных глин стали появляться в нашей жизни не так давно. Но с каждым днем все больше и больше информации просачивается и становится доступным. Начать хочу, пожалуй, с того, что в самом начале я, как и многие другие люди, была введена в заблуждение тем фактом, что холодный фарфор, самозастывающая полимерная глина относятся к керамической флористике. Заблуждение это привила нам первая появившаяся в России фирма по лепке цветов из полимерной глины. Почему была создана такая дезинформация и путаница, я не знаю. Возможно люди, которые пустили ее, хотели, действительно, принести в страны СНГ керамическую флористику, но поняли, что распространить ее в массы еще сложнее, чем полимерную флористику.

Так или иначе, запомните, что керамическая флористика – это цветы, созданные из глины, которая должна быть подвержена обжигу. То есть – из керамики. Самый распространенный материал – это белый фарфор и его определенные сорта, которые обладают очень хорошей эластичностью. Но, в связи с высокой сложностью самой техники лепки, малый круг потребителей (цены на подобные композиции достигают сотни тысяч рублей) и необходимость иметь под рукой печь для обжига, подобный вид творчества очень редок, но смею заверить вас – результаты поражают.

С большой, очень большой натяжкой холодный фарфор, который как таковой не является фарфором, можно отнести к керамической флористике. Хотя, лично я его отношу скорее к полимерной флористике, о которой, собственно, мы и ведем речь, когда говорим «Цветы и украшения из холодного фарфора» или «Цветы из самозастывающей полимерной глины». Полимерная флористика – это создание цветов из различного рода полимерных глин. Будь то запекаемая полимерная глина или самозастывающая. Причем степень реалистичности полимерных цветов зависит исключительно от выбранных вами полимерных глин. Ну, или, от рецепта вашего холодного фарфора. Некоторые из них по своим свойствам и долгвечности не устапют полимерным глинам. Вот только варить такие, в домашних условиях, лично я не рискнула бы. Да и вам не советую!

Холодный фарфор и его аналоги – самозастывающие полимерные глины

За то время, когда эта статья была написана первый раз, я изучила огромное множество полимерных глин и поняла, что мой первый вывод был верен – нет никакой необходимости описывать в этой статьей сто и одну полимерную глину. Но, пожалуй, о нескольких из них я все же расскажу, как о наиболее запомнившихся мне. Во всех остальных случаях, если у вас есть желание, то вы можете зайти в поисковую систему и потратить пару часов/дней/недель на изучение этого материала. Вы можете потратить деньги и купить себе разные сорта глин, на практике найдя именно тот материал, который наиболее подходит для вас. А я здесь и сейчас лишь вкратце расскажу то, что считаю нужным и в чем я уверена.

Перво-наперво стоит заметить, что всю глину (давайте в будущем и холодный фарфор я так же буду называть как одну из «марок» полимерной глины, хоть это и не так, но так проще для рассказа, и это не противоречит общепринятым понятиям) можно разделить на мягкую и жесткую, пористую и гладкую. Существует еще множество различных классификаций, но для меня они не актуальны. Как я уже заметила, по технике лепки люди любят работать или с очень мягкой, эластичной глиной, или с более жесткой, резинообразной. Мое личное мнение заключается в том, что эластичная, мягкая глина позволяет делать более реалистичные композиции, приближенные к живым цветам. Мой разум встает на дыбы, когда мне в руки попадается неповоротливый резиновый материал, из которого можно сделать декоративные цветы, но никак не подобные настоящим. Кто-то может не согласиться со мной, но вся эта статья – мои личные выводы и рассуждения, не претендующие на учебное пособие и прописные истины. Я делаюсь своим опытом и своим мнением. Как им воспользоваться и что почерпнуть из всего этого для себя - дело ваше. Так вот, именно по этой причине практически 80% полимерных глин тут же отсеивается. Я не покупала все глины подряд. Я читала о них отзывы, смотрела выполненные из них работы, просматривала доступные видео. Хочу лишь заметить одно. Покупая глину, помните, что практически все (или даже все) они боятся заморозки. По этой причине не покупайте глину почтой в зимнее время. Если вы хотите попробовать глину первый раз – купите ее в теплый период или приобретите непосредственно в магазине. В сумке пару часов на морозе глина не погибнет. Замороженная глина, после разморозки, теряет свои эластичные свойства и становится «дубовой» или «резиновой». Некоторые из них можно реанимировать при помощи вмешивания воды или глицеринового крема, но в обеих вариантах результат уже будет, откровенно говоря… в сто раз хуже самого худшего холодного фарфора. Возможно, я немного преувеличиваю, но так или иначе, цветы, слепленные из реанимированной после заморозки глины, выглядят не так «свежо».

Но вернемся к нашим свойствам. Второй не маловажный для меня атрибут – это текстурность самого материала. Я люблю, когда глина имеет гладкую структуру, напоминающую полимерные глины Fimo для обжига/запекания. То есть, по сути дела, как у очень мягкого и эластичного пластилина. По этой причине мною была сразу отброшены две популярные марки для керамической флористики Claycraft by Deco и Hearty by Padico. Эти глины обладают более пористой структурой, чем мне того хотелось бы, хотя у меня и есть линейка Hearty, которые я использую в особенных случаях, где необходима шероховатость и бумажность. Помимо этого Claycraft слишком хрупкий, и если уж выбирать между ним и холодным фарфором, то второй и дешевле, и прочнее. Хотя, если выбирать между гладкими полимерными глинами и холодным фарфором я выберу первое. Почему? Потому что с недавних пор считаю, что полимерная основа более гибкая и долговечная. Но если основной ваш вопрос цена на начальных этапах, то я не вижу смысла вам гнаться за известной маркой, которую вы можете заменить чем-то, что можете приготовить сами дешевле? Главное – не забывайте о технике безопасности!

Из всех покупных полимерных глин на сегодняшний день мне приглянулась глина Modena by Padico и Sukerukun. Вторая глина – это просто мечта! Однако ее цена значительно уменьшает азарт. Достоинство обеих глин перед холодным фарфором заключается в том, что после высыхания эти глины становятся водостойкими и гибкими, чего нельзя сказать о холодном фарфоре, хотя гибкости можно все же добиться при добавлении в смесь редких видов клея ПВА или эластификаторов. Глина Modena уступает в эластичности во время лепки холодному фарфору и тайским полимерным глинам типа Thai Clay, Modern Clay и т.д. Но, на мой личный взгляд, ни одна глина не способна переплюнуть эластичность Sukerukun. Пожалуй, только одно это уже оправдывает ее стоимость. Хотя, мне кажется, что цена, которая почти в два раза выше, чем у Modena такова из-за сомнительной прозрачности глины. Да, несомненно она самая прозрачная, но не надейтесь получить из нее смородинку или виноград. Нереально. Вот поэтому, из-за столь различных свойств глин, в своих композициях я использую сочетания разных типов.

Для украшений я всегда использую только водостойкие и гибкие глины. Основная глина для украшений – Modena. В тех случаях, когда эта глина не справляется по своей эластичности, я использую Sukerukun. Известную водостойкую глину Luna Clay я использую в тех случаях, когда мне нужна, наоборот, жесткая конструкция в украшении или композициях.

Для цветочных композиций я использую тайские глины, а, точнее одну – Modern Clay Blue. Она более мягкая и эластичная, чем Modern Clay Green, которую можно получить из голубой путем «заветривания».

Когда я начинала лепить, мой арсенал ограничивался лишь Modena Clay. Хочу честно вам сказать, что даже сейчас я могу смело обходиться только ею. Но здесь уже в ход идет исключительно любопытство и желание экспериментировать, узнавать что-то новое и поэтому сейчас в моем ящике с глиной целый ворох разнообразных упаковок «всех цветов радуги». Мне даже страшно подумать, сколько денег на это ушло…

Так. Ну а теперь главный вопрос! Где купить! Уже ясно, что холодный фарфор можно сварить самостоятельно. Благо в сети бесконечное число рецептов. Главное здесь не просто найти рецепт, но и посмотреть, что из него получается. Будьте внимательны и убедитесь в том, что выложенные фотографии в рецепте сделаны автором именно из холодного фарфора, сваренного по именно этому рецепту, а не собраны со всего интернета, что покрасивее. К примеру, сейчас по сети гуляют мои тюльпаны из Modern Clay Blue, которые показывают, как результат лепки из холодного фарфора без варки. Я очень сильно сомневаюсь, что там может получиться что-то близко похожее…

Самозастывающие полимерные глины так же можно купить в магазине. Самым лучшим место поиска является наш родной и неповторимый Интернет. Достаточно ввести название марки искомой вами глины и слово «купить», и вы найдете множество полезных результатов. Если сильно поднапрячься, то можно поискать на японских и тайских сайтах. Там глина намного дешевле. Но доставка вам окупится лишь в том случае, если вы закажите большую партию. Эдак, сразу на год вперед.

Кстати говоря, раньше в этой статье была информация о глине Fleur, которая, как принято говорить, является в девичестве все той же Modern Clay. Я до сих пор остаюсь при мнении, что Fleur по своему качеству хуже Modern Clay. И менять его не планирую. По крайней мере, пока на прилавках не перестанет появляться перемерзшая или старая глина с нарушенной герметизацией пакетов. Конечно, и у других продавцов можно найти некачественный товар, но Fleur встречается у нас (по крайней мере в Москве) пока что чаще других полимерных глин. Я уже не говорю о том, что ее цена в два раза выше Modern Clay… В общем, просто будьте внимательны, когда покупате глину, она даже в плотной упаковке должна хорошо проминаться под вашими пальцами. А Modena и того больше – полностью расплющивается на уголке. Однако я ни в коем случае не говорю, что непосредственно «свежий» Fleur плохой материал. Просто найти его очень сложно. Даже если вы покупаете прямо в магазине этой фирмы.

Но не зависимо от фирмы и свежести глины, хранить ее необходимо в герметичном состоянии. Пищевая пленка пропускает воздух, поэтому помимо нее лучше всего заворачивать глину в полиэтиленовую пленку. Тогда даже подкрашенные кусочки сохранятся достаточно долго.

Второстепенные материалы и инструменты

Целью данного подраздела является не перечислить вам все существующие варианты инструментов и материалов, а рассказать, что вам пригодится в самом начале, и чем это можно заменить.

Краски

Самый основной из второстепенных материалов, от которого сложно отказаться – это краски. Красками красят поверх готовое изделие, их так же добавляют непосредственно в глину, придавая ей нужный цвет. Профессионалы используют масляные краски, так как они, в отличие от акриловых красок, не содержат воду и не высыхают так быстро, и, следовательно, не ускоряют процесс затвердевания глины, и с ними не нужно сильно возиться, как с пастелью после которой все вокруг покрыто тонким слоем цветной пыли. Так же при тонировании масляными красками можно сделать красивые и плавные переходы, которые нельзя получить при работе с акрилом.

Использовать можно, как самые дешевые масляные художественные краски, так и дорогие. Разница заключается лишь в том, что дешевые краски иногда могут неожиданно повлиять на глину. Например, многие сталкиваются с тем, и я это так же пережила, что синие цвета Сонета и Мастер-класса при добавлении в самоварный холодный фарфор приводят к появлению очень неприятного запаха у глины. Этот запах пропадает после высыхания, но работать с таким материалом неприятно. Или, к примеру, сонет содержит в себе такое количество льняного масла, что оно просто выливается из тюбика вместо краски. Приходится постоянно контролировать процесс, а это не всегда удается. Одной из рекомендуемых фирм является Winsor & Newton. Масло этой фирмы можно купить практически в любом художественном магазине. Я пользуюсь именно этими красками. Палитра цветов у меня довольно большая, так как этими же красками я пишу картины. Для начала вы можете купить недорогой, маленький набор масляных красок фирмы Сонет из 12-ти цветов. Стоит он не много, и если вам не понравится полимерная флористика, и вы не найдете маслу другое применение, то будет не так жаль потраченных денег.

Я так же пользуюсь водорастворимым маслом фирмы Winsor & Newton, но только для тонирования и текстурирования уже подсохших изделий. Это позволяет мне избегать использования растворителей и разбавителей, от которых потом так ужасно болит голова. Добавление такого масла в глину сокращает время его эластичности. Даже в герметическом пакетике глина начинает со временем терять ее. А вот добавление обычных масляных красок, наоборот, увеличивает эластичность. После того, как вы добавите немного цвета и хорошо перемешаете глину до однородного оттенка, заверните ее в пленку и дайте ей полежать минут пять. Можно даже погреть немного в руках. После чего снова перемешайте глину, и вы увидите, насколько эластичной она стала.

Обратите внимание, что в масляных красках есть два вида белил. Цинковые и титановые. В полимерной флористике используют в основном цинковые белила. Они сохраняют фарфоровость у глины и при малых порциях даже прозрачность. Титановые белила полностью убивают прозрачность, а так же делают глину похожей на пластмассу, помимо этого такая глина очень быстро теряет эластичность во время лепки и часто даже начинает крошиться. Но иногда титановые белила вам все же будут нужны.

Клей

Практически все цветы делаются по частям, и эти детали потом необходимо как-то соединить. Обычно для этих целей используют самый обычный клей ПВА. Однако стоит помнить то, что клей ПВА прекрасно соединяет сырой материал с сырым материалом или высохшим, но два высохших кусочка глины с большой вероятностью не соединятся при помощи ПВА. И тогда вам понадобится что-то понадежнее. Самое простое решение – супер-клей секунда или момент. Сцепляют моментально и крепко. Особенно пальцы с глиной… Обычно и ПВА, и супер-клей есть в каждом доме, а если их и нет, то приобрести не проблема.

Многие флористы вместо ПВА используюсь латексный клей. Внешне он похож на клей ПВА, при высыхании становится прозрачным, специально предназначен для работы с пластикой. Хотя, как и ПВА с трудом соединяет две высохшие детали из холодного фарфора или полимерной глины. Лично я не вижу особого смысла покупать этот клей на первых этапах. Если вы решите продавать свои работы, вот тогда стоит поискать подобный клей. Я закупаю большую бутылку и отливаю себе по-немногу. Так как латексный клей имеет привычку подсыхать, становится более тугим или вообще засыхать окончательно. Так как банку с клеем все время забываешь закрывать во время лепки.

Проволока

В основе большинства цветов лежит каркас из проволоки. В зависимости от размера цветка, проволока может быть как совсем тоненькая, так и толщиной с карандашный грифель. Пожалуй, это тот инструмент, который сложно чем-то заменить и который будет вам рано или поздно необходим. Причем обычно раньше, чем позже. Поэтому, если вы планируете заняться полимерной флористикой, то вам обязательно нужно прозондировать почву своего города на то, где вы можете купить проволоку. Купить ее можно на строительных рынках и в магазинах для творчества (свою первую проволоку я покупала в магазине для бисероплетения)… Думаю, что вы сможете найти еще множество мест, если сильно постараться. В специализированных магазинах для флористики проволока продается в обмотке. Обычно в зеленой или белой. Скажу честно-толка для нас от этой обмотки никакого. Больше неудобств, скорее уж. Но такая проволока выглядит красивее и с ней приятнее работать, хотя иногда обмотка имеет привычку на концах лохматиться и раскручиваться, и ее приходится проклеивать, что, конечно же, немного раздражает. Лично я предпочитаю проволоку без обмотки. Мне очень нравится крашеная проволока, которую продают в магазинах для бисера. Мало того, такая проволока еще и стоит дешевле.

Тейп-Лента

Эта хитрая лента продается далеко не в каждом городе. Несколько лет назад ее даже в Москве было трудно найти. Разве что только в редких специализированных магазинах по флористике. Сейчас дела обстоят проще. В полимерной флористике тейп-лента нужна для того, чтобы соединять детали с каркасом, если они насажены на проволоку. Двухсторонняя липкая лента очень хорошо стягивает все проволоки, превращая их в аккуратный стебель, который уже потом, по желанию, можно обкатать глиной. Но даже без обкатки такие стебельки выглядят уже достаточно хорошо. Без тейп-ленты вам придется несладко. Если у вас нет никакой возможности купить тейп ленту… ну что же… тогда вам придется импровизировать. Можно попробовать использовать строительный бумажный скотч. Это, конечно, еще тот заменитель, но лучше уж с ним, чем вообще без ничего. Главное, не забудьте потом обкатать стебелек, иначе выглядеть такое цветочек будет не очень красиво.

Тейп-лента бывает разных цветов. Нам больше всего понадобится именно зеленая лента, но вы так же можете приобрести коричневую, если отыщите или любую другую, если нужных цветов не найдете. Лучше с лентой, чем без нее!

Пищевая пленка и коврик для лепки

Я полагаю, что объяснять необходимость и суть двух этих предметов не стоит. Без них можно обойтись, но пленка поможет сохранить вашу глину надолго, а коврик организует ваше рабочее пространство и позволит содержать его в чистоте во время работы. Если уж совсем разойдетесь, то можно купить коврик для резки бумаги (они обычно зеленого цвета с разделителями на сантиметры) и герметичный контейнер для завернутой в пищевую пленку полимерной глины. Это даст дополнительную гарантию от высыхания и организует десятки разноцветных кусочков, которые со временем у вас будут накапливаться.


Ножницы, кусачки, бокорезы и прочее

Вам будет тяжело работать без маленьких ножниц. На первых парах вам подойдут обыкновенные маникюрные ножницы, но в дальнейшем я настоятельно советую найти и купить маленькие ножницы с прямыми и длинными, тонкими лезвиями. Чем тоньше и длиннее сталь – тем лучше. Мне пришлось потратить несколько недель, прежде чем в очередном магазине я смогла найти нужные мне ножницы за приемлемую цену.

Так же вам в дальнейшем пригодятся:

Круглогубцы - если вы собираетесь делать украшения с использованием фурнитуры
- пинцет - иногда детали бывают такими мелкими, что пальцы начинают казаться толстыми и неповоротливыми, а так же пинцетом можно быстро делать петельки на тонкой проволоке
- бокорезы - для разрезания толстой проволоки
- плоскогубцы - для выравнивания и загибания толстой проволоки

Большинство инструментов без труда отыщутся в любом доме. А если у вас их и нет, то, по-моему, самое время ими обзавестись!

Стеки

Последняя серия важных инструментов – это стеки. К сожалению, большинство стеков для скульптуры не подойдут. Здесь нужны свои определенные стеки. Но со временем, возможно, вы что-то и прикупите из обычных скульпторских стеков в зависимости от ваших желаний и потребностей. Наши же два основных стека выглядят вот так:

В виде спицы

В виде палочки с шариками на концах

Если у вас есть возможность, то лучше сразу купить такие стеки. Разных размеров и побольше! Если у вас в голове живет здравомыслящий человек, то для начала лучше понять, какие стеки вам понадобятся.

Первый базовый стек очень сильно похож на толстую спицу. С одной стороны диаметр окружности 1,5-2 мм, а с другой 4-5 мм. Несмотря на свой размер, этим стеком я раскатываю даже миниатюрную сирень и незабудки. Купленный позже стек поменьше и похожий на тонкую спицу используется мною для создания очень мелких цветов, например, вереск или миниатюры. В общем, подводя итог, хочу сказать, что для начала стоит опробовать какие-нибудь подручные материалы, и уже потом, опираясь на эти знания, покупать себе стек. Хотя среди них не так уж и много разнообразия. В качестве заменителя вы можете использовать спицу, палочку от японской кухни или даже шило. Я, например, начинала с шила.

Второй стек с шариками кажется незаменимым, но это не так. Достаточно отыскать прочную палочку (кисточка, карандаш, толстая проволока) и приклеить к ней гладкие бусины нужного вам размера. Я, к примеру, очень долго время пользовалась шариком из холодного фарфора, насаженным на деревянную палочку. Лишь значительно позже я купила себе набор разноразмерных стеков и, собственно, особой разницы не почувствовала. Ну, кроме того, что железные инструменты все же лучше легкой кисточки и не менее легкого шарика.

Полезным инструментом, на мой взгляд, является роликовый нож. Я помню, как с удивлением изучала его, не зная куда применить, но потом оказалось, что таким ножом очень хорошо вырезать из раскатанного слоя глины нужные формы или делать углубления в глине для обкатки стебля. Впрочем, без этого инструмента можно прекрасно обойтись, но если вы его себе купите, то лишним он точно не будет. Главное – покупайте сразу стальной, а не пластмассовый.

Молды и каттеры

Вот уж куда можно сливать бесконечно свои денежки. Молды и каттеры значительно упрощают жизнь флориста, но если у вас нет бездонного мешка с золотом, то вам стоит десять раз подумать, прежде чем купить молд или каттер.

Молд – это отпечаток текстуры с лепестка или листика живого цветка, который мы используем для придания реалистичного сходства при лепке. Без молдов обойтись будет тяжело, но многие цветочки все же можно лепить и без них, поэтому не спешите покупать молды. Во-первых, они стоят дорого, во-вторых – их можно сделать самостоятельно.

Для этого вам понадобится:

Пластилин.

Эпоксидка или самый обычный силиконовый герметик.

Листик, с которого вы хотите сделать оттиск.

Сначала раскатайте кусочек пластилина и приложите к нему листик. Таким образом вы получите отпечаток. Вокруг этого отпечатка налепите еще пластилин в виде бортиков. В получившуюся «емкость» залейте подготовленную эпоксидную смолу или силиконовый герметик (не забудьте разровнять аккуратно герметик, чтобы он заполнил все углубления). Дайте высохнуть и уберите пластилин. Вот и весь сказ. Так же вы можете заказать из США силиконовую двухкомпонентную пасту, которая пригодна не только для создания различных оттисков, но и для изготовления форм для выпечки. Так что если вы попутно занимаетесь украшениями тортов, то можете смело создавать себе молды и для этого направления. Чтобы создать такой силиконовый молд, нужно смешать два компонента и сделать на образовавшейся массе, которая очень похожа на нашу полимерную глину, оттиск. Спустя несколько часов силикон застынет окончательно. И молдом можно будет пользоваться. Так же, летом и весной в качестве молдов можно использовать просто живую листву, но ближе к осени советую все же озаботиться запасом необходимых молдов.

Что же касается каттеров – формочки для цветов и листвы, то лично я считаю, что они убивают живость цветка, но иногда без них все же не обойтись. Одинаковые, скучные лепестки смотрятся не очень естественно там, где природа допускает диспропорции. Если вы пользуетесь катерами, не забывайте после этого поработать над каждым листиком и лепестком, добавив ему индивидуальность, немного изменить форму. Каттеры стоят очень дорого, и многие мастера делают их вручную из консервных банок, нарезая те на полосы и затем придавая им нужные формы. Некоторые каттеры довольно полезны, но без большинства все же можно обойтись или воспользоваться выкройками из картона, которые можно приложить к раскатанному кусочку глины и затем аккуратно вырезать ножницами или роликовым ножом. На первых парах каттеры вам не понадобятся, поэтому можете смело о них забыть.

Паста-машина
Я не буду рассказывать, какую машину лучше выбрать и как ею пользоваться. Могу сказать лишь одно – большинство паста-машин – это простые машинки для раскатки самого обычного теста разной толщины. Паста-машина вам не понадобится еще довольно долго, но если вы захотите ускорить процесс лепки цветов, чьи лепестки и листья нужно вырезать каттерами, то паста-машина значительно сэкономит вам время. Мало того – она раскатает равномерно ваш пласт глины и, что не менее важно – не оставит на ней ваших отпечатков пальчиков. Не забывайте, что в отличие от запекаемого пластика, наша полимерная глина очень липкая и может намотаться на ролики паста-машины. Поэтому лучше всего прокатывать глину в специальной пленке или «файле». И то и другое можно купить в любом магазине полимерной флористики вместе с паста-машиной.

Крем
На своих мастер-классах я часто сталкиваюсь с тем, что всегда в самом начале, когда я рассказываю об инструментах, возникает вопрос раньше времени «а зачем нужен крем и какой?». Во-первых, бытует ошибочное мнение, что кремом можно восстановить глину. Надо сказать, что я сама в это долгое время верила, пока не поняла на практике, что основной смысл крема заключается совсем в другом – он используется в тех случаях, когда ваша глина слишком липнет к рукам и инструментам. Так же она помогает немного, совсем немного восстановить эластичность глины, но не ее тягучесть. Это немного разные понятия. Чтобы восстановить саму глину, нужно вмешать в нее то, что она потеряла, став жесткой, а именно – воду. Крем, как более жидкая субстанция, чем сама глина, может отчасти вернуть эластичность, заменив собой воду, но в больших количествах крем приводит к нарушению структуры глины. И большому разочарованию со стороны творящего.

Какой крем нам подойдет? Да совершенно любой, содержащий глицерин. Я долгое время пользовалась «Бархатными ручками», а потом купила приятный на запах крем Pond"s, который имеется в больших количествах в магазинах полимерной флористики. Пожалуй, основное его достоинство – широкое горлышко банки.

Ну что же. Вот и все, пожалуй, что я хотела сообщить о материалах. Как вы видите, я рассказала очень коротко и мало, но мне кажется, что я сообщила самое главное:
- с какой глины лучше начать
- какие краски лучше купить
- какие инструменты могут пригодиться в начале
Остальное вы все узнаете сами, постепенно изучая техники, приемы, хитрости.

В следующей части я расскажу вам о том, как слепить красивый и реалистичный гиацинт.

Ну а пока что вам стоит запастись необходимыми для него материалами:

  1. Ну а пока что вам стоит запастись необходимыми для него материалами: Полимерная глина (можете сварить самостоятельно или приобрести полимерную глину Modena, Modern Clay, Thai Clay)
  2. Набор масляных красок «Сонет» 12 цветов маленький, кисточки №1, 2, 4 (синтетика или колонок, лучше плоские или овальные), N8 (пушистая круглая кисточка из очень мягкой синтетики), разбавитель
  3. Проволока №28х12 - 22 шт (так же подойдет проволока для бисера средней толщины, она должна выдержать вес цветочка и не согнуться от него пополам)
  4. Проволока №18х12 – 1 шт
  5. Клей ПВА (или латексный клей)
  6. Тейп-лента зеленого или коричневого цветов
  7. Ножницы маникюрные (желательно с прямыми кончиками)
  8. Стек базовый (или что-то, что его может заменить, например, спица)
  9. Терпение и хорошее настроение!

Если у вас есть какие-то вопросы, спрашивайте! Если я знаю на них ответы, то обязательно поделюсь информацией.

Направление «Керамическая флористика» завоевывает все большую популярность в мире. Цветы, сделанные в этой технике, могут стать прекрасным украшением, не отличимым от живых цветов.

Материалы, используемые в керамической флористике

Полимерная глина - это пластичная масса промышленного производства, которая на ощупь и по внешнему виду похожа на пластилин и при этом обладает узнаваемым запахом травы. Для затвердевания изделие обычно подвергают температурной обработке.

Полимерная глина бывает разных цветов и продается во многих магазинах для творчества.

Холодный фарфор - это масса, похожая на глину, которая довольно быстро высыхает на открытом воздухе. Такую массу просто идеально использовать для лепки цветов или небольших фигурок.

Появился холодный фарфор еще в середине 20-го века. Изначально состав был очень прост: смешивался лишь клей ПВА и крахмал.

Позже, когда на холодный фарфор обратили внимание профессиональные флористы, состав начали дорабатывать и усовершенствовать в погоне за эластичностью и мягкостью. Название же связано с внешним видом: засохшая масса выглядит как фарфор, но при этом высыхает самостоятельно и не требует обжига в печи.

Рецепт приготовления холодного фарфора

Холодный фарфор можно сделать дома самостоятельно. Интернет предлагает массу рецептов, например такой:

  • 2 чашки клея ПВА
  • 2 чашки кукурузного крахмала
  • 2 столовые ложки глицерина
  • 2 столовые ложки стеариновой кислоты
  • 1 столовая ложка бензойнокислого натрия

Все ингредиенты необходимо смешать и подогревать на небольшом огне, до тех пор, пока полученная масса не перестанет прилипать к стенкам кастрюли. Хранить полученную массу следует завернув в полиэтилен или положив в пластиковый контейнер, который не пропускает воздух. Для застывания массе требуется от 1 до 3 суток.

Разумеется, рецепт очень приблизительный, и идеальную массу можно получить только после нескольких экспериментов. Красить можно как готовое изделие из холодного фарфора, так и массу перед лепкой.

Что лучше выбрать: глину или фарфор?

Полимерных глин существует огромное количество. Но холодный фарфор имеет свои преимущества. Самое главное - это цена. Полимерная глина заводского производства стоит дорого, а материал для самостоятельного приготовления фарфора обойдется вам в несколько раз дешевле. Другим не менее важным качеством является эластичность во время лепки. После нескольких попыток приготовления холодного фарфора у вас вполне может получиться материал, обладающий высокой эластичностью.

Приспособления для занятия керамической флористикой

Итак, если вы решили попробовать себя в керамической флористике (напомню, что именно так в России называется искусство изготовления цветов из полимерной глины или холодного фарфора), то вам могут понадобиться следующие приспособления.

Краски

Самый главный из второстепенных материалов - это краски. Красками можно окрасить готовое изделие (в том случае, если глина не была цветной изначально), а можно добавить непосредственно в глину, для придания ей нужного цвета. Профессионалы обычно предпочитают масляные краски, потому что они высыхают медленнее, чем акриловые. Кроме того, при тонировке масляными красками можно добиться красивых и плавных переходов, что невозможно добиться от акрила.

Масляные краски

Клей

Обычно все цветы изготавливаются по частям, а чтобы потом соединить эти элементы используют обычный клей ПВА. Но стоит помнить о том, что ПВА отлично соединяет детали из сырого материала с таким же сырым материалом или уже высохшим, но несколько высохших кусочков глины скорее всего не склеятся при помощи ПВА. Надежнее - Супер-клей или Момент. Сцепление моментально и крепко. Некоторые профессиональные флористы вместо ПВА используют латексный клей. Он предназначен именно для работы с пластикой, внешне очень похож на клей ПВА, а при высыхании становится прозрачным.

Клей: ПВА, Момент, латекстный

Проволока

Основой большинства цветов в керамической флористике является проволочный каркас. Проволока может быть толщиной в карандашный грифель, а может быть совсем тоненькая - все зависит от размера цветка. Купить ее можно в магазинах для творчества или на строительных рынках. Вполне подойдет проволока для бисероплетения. А можно и поискать в специальных магазинах для флористики.

Тейп-лента

Эта интересная лента нужна чтобы соединять детали, насаженные на проволоку с каркасом. Внешне выглядит как двухсторонняя липкая лента. Тейп-лента хорошо соединяет отдельные проволочки. Получается аккуратный стебель, который потом, по желанию мастера, можно облепить глиной. Можно попробовать заменить эту ленту строительным бумажным скотчем, но результат может получится не очень красивым.

Коврик для лепки и пищевая пленка

Пленка нужна, чтобы надолго сохранить готовую глину, а коврик содержит в чистоте рабочее место. Неплохим вариантом будет и герметичный пластиковый контейнер для хранения кусочков холодного фарфора, завернутых в пищевую пленку. Это организует порядок для небольших разноцветных кусочков (которые будут накапливаться) и дает дополнительную гарантию от их засыхания.

Ножницы, плоскогубцы, кусачки и пр.

Для первого эксперимента могут подойти и обычные маникюрные ножницы. Но потом обязательно возникнет необходимость нескольких ножниц: с длинными, прямыми и тонкими лезвиями. Чем длиннее и тоньше - тем лучше.

Возможно также понадобятся:

  • круглогубцы - для изготовления украшений с использованием фурнитуры
  • пинцет - для прикрепления мелких деталей. Кроме того, пинцетом можно быстро и аккуратно сделать петельку на тонкой проволоке
  • плоскогубцы - для загибания или выравнивания толстой проволоки.
  • бокорезы пригодятся для разрезания толстой проволоки

Небольшой совет: в строительных и хозяйственных магазинах эти инструменты продаются в 2–3 раза дешевле, чем в специализированных отделах магазинов рукоделия и творчества!

Кроме специальных инструментов, возможно вам окажутся полезны обычные лезвия (только очень острые) и иглы.

Шприц-экструдер

Работает по принципу кондитерского шприца и предназначен для выдавливания мотивов. Заполняете шприц полимерной глиной, выбираете нужную насадку и продавливаете глину при помощи поршня. Насадки для шприца-экструдера могут быть самые разные: начиная с геометрических форм, заканчивая сложными узорами.

Стеки

Одно из последних - это стеки - небольшие палочки для создания углублений и желобков. Они бывают в виде простой палочки с острым концом или палочки с шариками на концах.

В качестве заменителя первого вы можете использовать спицу, шило или палочку от японской кухни.

Второй стек с шариками может показаться незаменимым, но это вовсе не так. Поищите в своих запасах прочную палочку (карандаш, кисточка или кусочек толстой проволоки) и приклейте к ней гладкую бусину нужного вам размера.

Молды и каттеры

Молд - это отпечаток, сделанный с текстуры листика живого цветка или лепестка, который используется для получения реалистичного сходства при лепке. Обойтись без молдов будет сложно, но многие элементы все-таки можно вылепить и без них, поэтому не спешите приобретать молды.

Что же касается каттеров - формочек для листвы и цветов, то профессиональные флористы ими не пользуются. Одинаковые лепестки скучны и выглядят не очень натурально. Если вы все-таки решили воспользоваться такой формой, то не забывайте после этого поработать вручную над каждым лепестком и листиком: немного изменив форму можно добавить ему индивидуальность и реалистичность.

Многие мастера делают каттеры самостоятельно из консервных банок, нарезая их на жестяные полосы, а затем изгибая под нужную форму. Некоторые каттеры действительно довольно полезны, но без большей части все же можно обойтись: например, сделать выкройку из картона, которая прикладывается к раскатанному кусочку пластика и аккуратно вырезается ножницами или роликовым ножом.

Принцип действия машины такой же, как у машинки для раскатки лапши. Легкое движение руки и брусочек глины превращается в тоненькую пластинку.

Мастер-класс по керамической флористике

И напоследок, несколько очень наглядных мастер-классов по лепке цветов.

Роза из хородного фарфора

Листок из полимерной глины

Мак из полимерной глины

Какой бы материал вы не выбрали (холодный фарфор или полимерную глину), в результате может получиться чудесное изделие, не отличимое от настоящих цветов!

Обязательно загляните на наш форум в тему

Рубрики ,

Холодный фарфор – это доступный, дешевый и самый податливый материал для лепки на сегодняшний день. Работа с холодным фарфором абсолютно безопасна и не требует каких-то особенных навыков и познаний, заниматься таким творчеством может даже маленький ребенок. Приготовить материал можно в домашних условиях, то есть не нужно бегать по магазинам и искать что-то особенное для воплощения своей мечты, радости прикоснуться к искусству, чтобы создать уникальное украшение или предмет интерьера своими руками.

По своему внешнему виду холодный фарфор напоминает глину или пластилин, но после высыхания он становится очень твердым. При лепке из него можно использовать любые типы украшений, любые аксессуары, от мелкого бисера и бусин, ракушек, пуговиц, веточек или засохших цветов, до текстиля любой структуры – ниточек или тряпочек, оставшихся от вязания, вышивания или пошива одежды. Поверхность изделия в технике холодного фарфора можно окрашивать, обсыпать мелкими материалами (песок, бисер), покрывать лаком.

История создания холодного фарфора

История этого материала для лепки берет свое начало в первых годах 19 века, именно тем временем датируются записи о нем и первые изделия. Согласно данным, холодный фарфор был изобретен аргентинцами, но точных сведений о его происхождении и истории его изобретения нет. Гораздо больше информации о русском мастере Ивановом Петре, который работал на императорском фарфором заводе и уже в начале 19 века создавал уникальные изделия из особого вида фарфора. Если верить архивным документам этого Петербургского завода, именно Петр Ульянович создал первые цветы из холодного фарфора. Предназначались они для украшения флаконов для духов и парфюмированной воды, которая поставлялась императору и его семье.

Но есть и более ранние подтверждения существования этого материала. В китайских трактатах об искусстве и скульптуре есть множество описаний лепки из холодного фарфора, но называется он иначе, однако рецептура его абсолютно схожа с той, которую использовал Иванов Петр.

Особенности изделий из холодного фарфора

Изделия из этого материала необычайно красивы, но и не менее «требовательны». Хранить их или устанавливать необходимо вдали от влаги и прямых солнечных лучей. Нужно понимать, что холодный фарфор – это полимерная глина, которая способна впитывать влагу и раскисать, терять цвет от воздействия солнечного света. Вазы с лепниной, цветы и другие украшения из холодного фарфора нельзя ставить на окно или рядом с источником воды.

В помещениях, где находятся предметы из этого материала, должен соблюдаться оптимальный для них температурный режим. Если воздух будет холоднее 10º С, то структура будет разрушаться, так как частички влаги в составе кристаллизуются. Высокие температуры так же разрушают холодный фарфор – он попросту иссыхает и рассыпается.

Продлить «жизнь» изделиям из холодного фарфора можно при помощи лаковых покрытий. Они не только защитят от влаги, но и помогут сохранить форму, цвет и блеск поверхности.

Что можно создать из холодного фарфора

Из этого материала можно лепить все – от женских украшений, до небольших предметов интерьера. Очень оригинально смотрятся заколки для волос, украшенные цветами из этого материала. Для детей, вместе с детьми можно слепить сказочных персонажей, героев их любимых мультов, которые украсят их комнату.

Многие творческие хозяйки украшают горшки комнатных растений лепниной из холодного фарфора, рамки, лампы и вазоны .

Уникальным украшением интерьера станут гирлянды цветов, зелени, фигурки животных или домовят, тематические композиции из холодного фарфора. Кроме этого, можно сделать оригинальный и недорогой подарок для друзей или близких.

Как приготовить холодный фарфор в домашних условиях

Приготовить полимерную глину для лепки не сложно. Самый простой рецепт холодного фарфора – это рисовый или кукурузный крахмал, клей ПВА, глицерин и обычный детский крем в пропорции 1:1 (стакана клея и крахмала) и 2:1 (столовых ложек глицерина и крема).

Ингредиенты нужно тщательно перемешать и оставить на 10-20 минут. Они взаиморастворятся, а масса примет ту консистенцию, которая идеально подходит для лепки. Нельзя ни в коем случае помещать подготовленный материал в холодильник или хранить его при комнатной температуре более 2-х часов. Лепить нужно сразу и желательно истратить весь объем подготовленного материала.

Некоторые мастера добавляют в массу лимонную кислоту. Изделия из такого фарфора хранятся гораздо дольше, так как кислота создает эффект консервации.

Можно встретить примеры рецептур с содержанием воды, но такие составы получаются хрупкими и не долговечными. Вода под воздействием внешних факторов вступает в реакцию с другими ингредиентами состава полимерной глины, в результате чего может появиться неприятный запах, форма изделия может измениться, значительно снижается и его прочность.

Для изменения цвета чаще всего используются пищевые красители, мел. Но и поверхность сувениров из холодного фарфора можно окрашивать после его полного высыхания, не ранее, чем через сутки после окончания лепки.

Керамическая флористика (флористическая лепка) – создание цветов и цветочных композиций из полимерной глины с очень тонкой проработкой деталей.

Для керамической флористики используется особая флористическая глина, затвердевающая на воздухе, специализированные (стеки, каттеры, молды) и дополнительные материалы ( для цветков, различные ).

Флористическая глина. Холодный фарфор

Глина для керамической флористики производится на основе целлюлозы («зефирки») или на полимерной основе («холодный фарфор»).

  • Глины на основе целлюлозы . «Зефирные» глины очень нежные и приятные в работе. После высыхания поверхность у изделий из целлюлозной глины становится мягкой и бархатистой. Лепка цветов из таких глин занимает меньшее количество времени, чем из «холодного фарфора». В интернет-магазине ПродаЛитЪ целлюлозные глины для керамической флористики представлены марками: , .
  • Холодный фарфор – глины на полимерной основе . Поверхность готовых изделий из холодного фарфора упругая, гибкая и гладкая на ощупь. Это более плотный и тугой в лепке материал, чем целлюлозная пластика, для лепки обязательно нужны специальные инструменты, но глина раскатывается очень тонко, что позволяет добиться максимальной реалистичности цветков. После высыхания холодный фарфор становится полупрозрачным, поэтому при подготовке глины к лепке в нее добавляют краски ( , или ). Можно также красить уже готовые изделия. Предлагаем холодный фарфор марок: , .

Инструменты для керамической флористики

Для разрезания раскатанной глины используются удобные .

Одни из основных инструментов для керамической флористики – металлические стеки , различающиеся по форме наконечников: тупые, острые, шарики, « » (с загнутым кончиком). Для целлюлозной глины подходят также пластиковые стеки.

Каттеры представляют из себя металлические фигурные формочки для вырезания листочков, лепестков. Они могут пригодиться для вырезания листков сложной формы, помогают правильно соблюсти пропорции.

и вайнеры используются для нанесения текстурного рисунка, это натуралистичные оттиски листьев и лепестков растений. Молды производятся из твердых материалов (например, акрила), когда их прижимают к раскатанной глине, они оставляют отпечаток только с лицевой стороны (с обратной стороной эту процедуру провести уже невозможно). Вайнеры, в отличие от молдов, позволяют делать отпечатки с обеих сторон – это двусторонние объемные формочки из силикона.

Полимерную глину можно по праву назвать пластилином нового поколения. Это абсолютно безвредный, пластичный и сравнительно недорогой материал для творчества. Из-за очень мягкой и однородной текстуры из него можно вылепить практически все что угодно. Полимерная глина «холодный фарфор» твердеет при застывании, а поделки из него выглядят очень натурально. Лепка из «холодного фарфора» может стать отличным хобби для всей семьи.

Мы предлагаем вам сравнительно лёгкий мастер-класс. Холодный фарфор - не тот материал, из которого стоит сразу же пытаться создать сложные вещи с множеством мелких деталей. Мы познакомим вас с техникой лепки цветов из полимерной глины на примере одной розочки, которую можно использовать в качестве заколки или броши.

Вот каких материалов потребует наш мастер-класс:

  • «Холодный фарфор», он же - полимерная глина
  • Тейп-лента (флористическая, с лёгким клеящим эффектом) для оформления стебелька
  • Флористическая проволока
  • Клей ПВА
  • Пищевая пленка
  • Краситель для полимерной глины (красный и зеленый).

Необходимые инструменты:

  • Стеки № 3 и № 3.5. Вместо стеков можно использовать носочные вязальные спицы
  • Плоскогубцы
  • Также можно использовать молды (формы) для отпечатков листка
  • Поролоновая губка.

Лепка цветов из полимерной глины

Отрываем кусочек глины от общей массы, разминаем, окрашиваем его в нежно-розовый цвет. Следим, чтобы краситель распределился равномерно.

Чтобы получить более натуральный оттенок, можно сделать так называемое разбавление цвета. Для этого берем кусочки окрашенной глины и каждый из них смешиваем с белой.

Заворачиваем полученную массу в пищевую пленку, чтобы она не засохла.

Отщипываем от окрашенной массы небольшую горошинку и растираем в пальцах, макаем в клей ПВА и насаживаем на проволоку.

Отщипываем еще одну горошинку, кладем на ладонь. Берем вязальную спицу или стек и раскатываем так, как показано на фото. Лепесток должен получиться очень тонким, прозрачным на просвет.

На основание получившегося лепестка капаем ПВА и насаживаем его на проволоку, формируя конус.

По аналогии делаем еще две таких же заготовки, заворачиваем в кулек.

Следите, чтобы лепестки находились на одном уровне. Середина следующей заготовки должна быть там, где заканчивается предыдущая. После того как приклеен третий лепесток, можно начинать раскрывать цветок.

Продолжаем формировать лепестки. Раскатываем горошинку глины быстрыми, уверенными движениями. Чтобы края получались волнистыми, ведем по ним стеком с замедлением.

Полученный четвертый листочек прикрепляем строго вертикально.

По аналогии раскатываем остальные детали, крепим к основанию. Следите, чтобы лепестки располагались на одном уровне. Розочку можно наращивать до тех пор, пока цветок не станет круглым в поперечном сечении.

Сделали 6-7 лепестков? Обжимаем цветок снизу, тем самым давая ему раскрыться.

Боковое оформление цветка в идеале делается из более мягкой глины. Окрасьте необходимое количество материала в зеленый цвет. Отщипните кусочек глины и придайте ему форму вытянутой капли. Надрежьте маникюрными ножницами.

Стебелек оборачиваем тэйп-лентой, аккуратно закрепляем её у основания.

Как видите, лепка цветов из полимерной глины - это не сложно.

Достигнув определенного уровня мастерства, можно, например, создавать цветы из холодного фарфора, практически не отличимые от настоящих.