Вязание спицами

Муниципалитеты приступили к реализации проекта "умный город". Умный город

Муниципалитеты приступили к реализации проекта
//Статьи: Инфраструктура

Сегодня население земли составляет порядка 7,4 млрд человек, почти половина – 3,6 млрд, уже проживает в городах, хотя еще 10 лет назад доля городского населения составляла около 35%. При столь высоких темпах урбанизации нагрузка, создаваемая на городские службы, зачастую оказывается непосильной.

Для решения этой проблемы была изобретена концепция «Умного города» (Smart City). Цель программы - повышение эффективности всех городских служб. Концепция получила достаточно широкое распространение: в настоящий момент Smart City в том или ином объеме реализована в 2500 городах по всему миру.

Сложно дать четкое определение для Smart City. В целом, это система, при которой существующие ресурсы городских служб используются наилучшим образом и обеспечивая максимальную безопасность городской жизни. Для этого необходима тесная связь между проектами «умного города» (видеонаблюдение, гос. услуги, интеллектуальная транспортная система и пр.) в масштабах города или региона.

Одной из важнейших составляющих Smart City является Интеллектуальная транспортная система (ИТС) , которая оптимизирует движение транспорта путем отображения дорожной ситуации на уличных информационных панелях и смартфонах пользователей, подсказывает им оптимальный маршрут и несет в себе множество других полезных функций. Следующая система -геоинформационная (ГИС), служит общей «географической подложкой» для всех подсистем Smart City. Еще одна подсистема - Электронная полиция (ePolice), работает следующим образом: при любом звонке на пульт «электронной полиции» на карте ГИС отображается местоположение звонящего, а на мониторе дежурного открывается окно для регистрации сообщения, его последующей обработки и принятия оперативных мер. Еще одна функция - Электронное образование (eEducation). Она позволяет студенту присутствовать на лекции, сидя за компьютером. Ученик будет точно также слушать лекцию, видеть преподавателя и следить за его записями на электронной доске в аудитории. Студент даже может виртуально «поднять руку» из дома и задать вопрос преподавателю. Все записанные лекции сохраняются для последующего просмотра и закрепления материала.

И, наконец, Электронное здравоохранение (eHealth). Эта функция упростит процесс электронной записи к врачу. Основой системы является единая электронная база пациентов. В этой базе сразу может ознакомиться с тем, какие анализы делались, какое лечение назначалось в других клиниках. Система видеоконференцсвязи с эффектом присутствия (Telepresence) поможет провести консилиум специалистов, рассмотреть в деталях результаты МРТ и рентгенографии, а также сделать операцию под удаленным руководством хирурга.

Можно сделать вывод, что для эффективной работы Smart City необходима глубоко интегрированная система, состоящая из многих подсистем. Нет большого смысла реализовывать такие проекты частично, необходима выработка общей концепции «умного города», в которой будут учтены как текущие потребности различных городских служб, так и перспективы развития с учетом всех внешних факторов. Поэтому в проектах Smart City необходим комплексный подход, что является основным препятствием при реализации концепции.

В списке компаний, занимающихся реализацией проектов «Умного города», можно выделить Huawei: фирма имеет опыт внедрения компонентов Smart City в городах Китая с населением свыше 15 миллионов человек, таких как Шанхай, Гуанчжоу и других.


В России Huawei приняла участие в реализации проекта «Безопасный город» в Санкт-Петербурге. Для этого была разработана система по облачному хранению видеофайлов с 12 тысяч камер системы наружного видеонаблюдения, снимающих в разрешении 1080р. Емкость облачного хранилища составляет 40ПБ (1ПБ=1000000 ГБ). Система позволяет быстро найти нужный фрагмент на видеозаписи, тем самым обеспечить высокую оперативность мероприятий по обеспечению безопасности. Решение также обладает такими преимуществами, как унифицированное совместное использование ресурсов различными службами и улучшенная безопасность городской среды в результате использования средств интеллектуального анализа содержимого видеозаписей.

Компания Huawei выделяется наличием широкой линейки оборудования и решений для различных уровней решения Smart City, а также обширным опытом в поставках ИТ-оборудования (серверы, системы хранения, маршрутизаторы и коммутаторы) и инфраструктуры дата-центров. Благодаря этому, реализация широкого спектра аппаратных платформ для решения Smart City становится возможной с Huawei.

До 2050 года в Казахстане планируется довести долю альтернативных и возобновляемых источников энергии до 50% от общего энергобаланса страны. В связи с этим ЭКСПО 2017 и ее главная тема — «Энергия будущего» — оказались очень кстати. В рамках выставки была создана международная база данных альтернативных источников энергии, из которой можно почерпнуть достижения разных стран. Archspeech выбрал технологии будущего, которые уже реализованы или только ждут своего часа.

Казахстан

Планируется, что экспогородок после закрытия выставки будет самодостаточным районом, полностью обеспечивающим себя энергией. Более того, при хорошем солнце и ветре сможет передавать ее в городскую энергосистему левого берега Астаны. Для этого по периметру городка размещены ветряные турбины и интегрированы «умные электросети» — Smart Grids — разработка немецкой компании Siemens. 42 подстанции объединены в сеть с единым центром управления и умеют автоматически перераспределять нагрузку в сетях, учитывая уровень солнечной активности и меняющуюся силу ветра, снижая потери при транспортировке электроэнергии до 30%.

По-своему новаторским для столицы Казахстана стал проект использования геотермальной энергии. Дело в том, что сейчас в Астане нет природного газа, поэтому развиваются альтернативные технологии отопления жилых домов, в том числе с помощью подземных геотермальных источников. При участии немецкой компании Petroline здесь был построен экпериментальный дом площадью 190 кв. м, тепло для которого извлекается из скважины глубиной 130 метров и позволяет зимой сократить месячные расходы на отопление почти на 70%.

Германия





Подробная информация о проекте была представлена в немецком павильоне, где архитекторы из бюро gtp2, руководствуясь девизом Energy on Track («Энергия на правильном пути»), создали настоящий город будущего. Самым запоминающимся оказался дом с «живыми фасадами» Bio Intelligent Quotient (BIQ), над концепцией которого работали сразу несколько компаний — Splitterwerk, Label für Bildende Kunst, Graz Arup (Берлин), B+G Ingenieure (Франкфурт) и Immosolar (Гамбург). Его фасадные панели заселены водорослями и работают как биореактор. Процесс начинается со снабжения водорослей сточной водой, их роста в результате фотосинтеза, поглощения и использования тепловой энергии солнца, например, для отопления дома, и заканчивается цикл сбором урожая пены из водорослей. Биомасса, в том числе, может быть использована для производства пищевых продуктов и косметики. Первое в мире здание, питающееся водорослями, в качестве эксперимента построено в Гамбурге.

Более раскручена технология строительства по новому стандарту энергопотребления «Эффективный дом плюс» (Effizienzhaus Plus). В Германии уже реализовано 35 проектов домов, которые производят больше энергии, чем потребляют, в том числе за счет фотогальванической установки. Новые модули солнечных батарей разработываются Институм систем солнечной энергетики (ISE).

Финляндия

Финляндия, занимавшая первое место в списке самых «зеленых» стран мира в прошлом году по данным рейтинга Environmental Performance Index, в 2017 году обратила на себя внимание павильоном от архитекторов ATELJE Sotamaa. Они создали под девизом «Sharing Pure Energy» модернистское пространство из дерева, тем самым напомнив, что 70% территории их страны покрыто лесами. Но статус «зеленой» во многом обеспечивают Финляндии «чистые технологии» (cleantech), на которых развиваются целые города, как город-побратим Астаны — Оулу.

Более частный случай — технология гелеовоздушных теплообменников PolarSol, которая позволяет получать тепло и холод без подключения к централизованным системам. Круглогодичные автономные накопители солнечной энергии, также одни из самых эффективных на рынке рекуператоров тепла отработанного воздуха и сточных вод, они окупаются за пять лет для многоэтажного строительства. PolarSol придумал российский инженер Антон Сербин, выкупила технологию Финляндия, производство сегодня находится в Йоэнсуу, а на ЭКСПО теплообменники представлены в павильоне Лучших практик.

Павильон Лучших практик





Организаторы ЭКСПО отобрали 24 проекта в области альтернативной энергетики из 13 стран мира и представили их в павильоне Лучших практик. Сюда, как мы уже писали, попала финская технология PolarSol, а также немецкая IceStorage от компании Viessmann. Эта разработка из Германии также предлагает использовать для накопления энергии теплообменники, но встроенные в большой подземный резервуар, заполненный водой. В специальном ледовом хранилище происходят естественные процессы замерзания и оттаивания воды, которые преобразуются в энергию для отопления и охлаждения зданий.

Кроме жизнеобеспечения зданий, есть и другие задачи, связанные, например, с энергоэффективным освещением. Французский стартап Glowee первый в мире предложил делать подсветку витрин магазинов и фасадов зданий из морских микроорганизмов. Проект не ставит перед собой цель полностью заменить электрическое освещение, скорее предлагает альтернативное решение с наименьшим воздействием на окружающую среду.

Сингапур




Фото inform.kz

Если Германия славится своими достижениями в области использовании солнечной энергии, а Франция — ветряными парками, то Сингапур ничем таким похвастаться не может. Здесь нет сильных ветров, так что гидроэнергетику развивать невозможно, солнце большую часть года закрывают облака и тени небоскребов. Но тем интереснее понять, как на площади 700 кв. км развивается национальная идея по становлению Сингапура, как экологически-дружелюбного города с «нулевыми отходами» и процветающей «зеленой» экономикой к 2030 году.

Об экспериментальных проектах, обеспечивающих устойчивое развитие города-государства, подробно рассказано в павильоне, который называется «Маленький город больших идей» (Small city, Big ideas). Здесь есть очевидные проекты с солнечными батареями на крышах небоскребов, менее очевидные с возможностью охлаждение кварталов за счет воды, которую пускают под землей, и уникальные находки вроде башни Capita Green от Тойо Ито и инженеров Takenaka Corporation. Высотка с двойным фасадом полностью насажена зеленью, включая высотный лес на крыше — все вместе позволяет удерживать солнечную энергию на 26% лучше. Посетителям павильона предлагают выбрать самый интересный проект, пока по праву лидирует «вертикальный лес».

Умные технологии становятся доступнее для городов

Умные технологии для умного города

Сегодняшний день диктует новую модель развития российских городов, основанную на человеческом капитале, инновациях и высоких технологиях. Города постепенно превращаются в интеллектуальные системы. Цифровая трансформация затрагивает все основные направления функционирования города: здравоохранение, образование, энергетику, транспорт, управление ресурсами и городским пространством.

75 процентов населения России – горожане. Повышение нагрузки и новые требования к эффективности городской инфраструктуры делают ее интеллектуализацию жизненно необходимой. Поэтому умный город (smart city) сегодня – не роскошь, а условие выживания.

Формировать новое качество городов предстоит в условиях замедления экономического роста и дефицита бюджетных средств. Поэтому на первый план выходят вопросы разработки механизмов финансирования технологий умного города.

Электроэнергетика

В развитие умных технологий вкладываются значительные бюджетные средства. Например, в электроэнергетику с 2007 года инвестировано 100 млрд руб. из федерального бюджета. Часть этих инвестиций израсходована на внедрение интеллектуальных систем.

Основные приоритеты в использовании умных технологий в электроэнергетике – улучшение обслуживания граждан, снижение издержек, энергосбережение и увеличение энергетической эффективности, интеграция и развитие возобновляемых источников энергии в городской среде.

Среди технологий, использующихся для интеллектуализации энергоснабжения, можно выделить умные сети электроснабжения (smart grid). Смысл этой технологии – сделать интеллектуальными генерацию, передачу и распределение электроэнергии. Умные сети насыщены современными средствами диагностики, электронными системами управления, алгоритмами, техническими устройствами (например, ограничителями токов короткого замыкания сверхпроводящих линий). Внедрение этой технологии в городе уменьшает потери при передаче электроэнергии от генератора к потребителю, увеличивает надежность энергоснабжения, предоставляет дополнительные возможности по оптимальному перераспределению энергетических потоков и уменьшению пиковых нагрузок.

Новые возможности развития умных сетей появятся с разработкой и внедрением экономически эффективных накопителей энергии, развитием электротранспорта и соответствующей зарядной инфраструктуры.

Инвестиционные программы российских сетевых компаний предусматривают внедрение интеллектуальных систем учета в сетях. Объем финансирования таких проектов сегодня доходит до 2 процентов от общего объема программы.

Внедрение интеллектуальных счетчиков электроэнергии с дистанционным снятием показаний позволит улучшить качество обслуживания, снизить коммерческие потери у сетевых компаний. Сегодня уже готовятся законодательные инициативы с целью стимулировать установку таких приборов учета

В перспективе станут востребованными технологии индивидуального автоматического погодного регулирования. Экономия тепловой энергии при их внедрении составляет 20-30 процентов. Повышается качество услуги отопления: исчезают перетопы в теплое время года и недотопы в периоды максимальных холодов.

Представляет интерес дезагрегация потребления электроэнергии. Эта умная технология сегодня внедряется в Москве в рамках пилотных проектов. Она позволяет отслеживать, сколько энергии потребляет каждый прибор в составе компонентов умного дома. В результате домохозяйств меняется поведенческая модель потребителя. У него появляется дополнительная мотивация для экономии электроэнергии и развития умного дома.

Невозможно представить умный город и без широкого применения возобновляемых источников энергии: солнечного свет а, водных потоков, ветра. Удовлетворение потребности в электроэнергии за счет солнечных тепло- и электростанций, ветрогенераторов безопасно для окружающей среды. Такие источники неисчерпаемы и общедоступны.

Городское освещение

Умное городское освещение обеспечивает свет на улицах города в нужном качестве, количестве, в нужное время и за минимум вложенных средств. Поэтому умные города выбирают энергосберегающие лампы накаливания. Потенциал энергосбережения при замене ламп накаливания на энергосберегающие составляет до 90 процентов. Дополнительная экономия достигается за счет внедрения автоматики (датчиков движения) и своевременного отключения и включения освещения, снижения нагрузки.

Использование светодиодов в городском освещении дает экономию электроэнергии до 60 процентов. Основная проблема при внедрении системы светодиодного освещения заключается в ее высокой первоначальной стоимости. Система окупается только через определенный период времени за счет экономии электроэнергии. Это не всегда выгодно для городских властей ввиду недостаточности местных бюджетов и правового регулирования. Одним из способов привлечь инвестиции в модернизацию освещения могут стать льготные кредиты муниципалитетам под эти социально значимые проекты.

Светодиодное освещение не только экономит электроэнергию, но и украшает город. Светодиоды можно использовать для подсветки зданий, парков, праздничного освещения улиц (иллюминации).

Транспорт

Для повышения энергоэффективности городов важно внедрять интеллектуальные транспортные системы. Они в сочетании с оптимальной загрузкой дорог позволяют снизить энергозатраты на 5–15 процентов.

Один из лидеров – Москва, где уже принята соответствующая программа. Она предусматривает переход на интеллектуальное управление светофорами, предоставление приоритета общественному транспорту, динамическое регулирование скорости транспорта, маршрутизацию для предотвращения пробок.

Сегодня каждый светофор в Москве оснащен оптическим каналом, что позволяет обрабатывать огромные массивы данных. Внедрены в столице и средства для предотвращения нарушений правил дорожного движения. Датчики фиксируют пересечения сплошной линии и стоп-линий, превышение скорости. По прогнозам разработчиков, через 5–10 лет водители научатся корректному поведению на дорогах.

К технологиям умного города можно отнести и электронные платежные системы на общественном транспорте. Такая система сама рассчитывает скидку, если человек часто ездит общественным транспортом и постоянно пользуется одной и той же картой для оплаты. Технологию уже внедрили во многих крупных городах России – Москве, Екатеринбурге, Тюмени.

Информационные системы

Современный город состоит из множества подсистем – транспортной, телекоммуникационной, систем электро- и водоснабжения и др., – которые взаимодействуют между собой. Чтобы контролировать работу всех городских систем, обеспечить безопасность каждого жителя, получать и архивировать информацию о важных событиях и оперативно предоставлять ее заинтересованным службам, необходима комплексная информационная система. Она должна быть способна аккумулировать, объединять, анализировать и группировать данные, поступающие из многих источников. Именно такую систему представляет собой комплекс «Безопасный город», который успешно внедряют многие администрации. Это система программно-аппаратных средств и организационных мер для обеспечения видеоохраны и технической безопасности в общественных местах (школах, медицинских учреждениях), управления объектами жилищно-коммунального хозяйства и другими объектами в масштабах современного города.

Интернет вещей

Вопрос подключения к интернету органов власти, организаций и предприятий должен быть решен в городе одним из первых. Тогда такой город может претендовать на звание умного.

В Москве много вещей можно реализовать с использованием современных компьютерных технологий:

– записаться к врачу на прием через интернет;

– оставить заявку о проблеме в доме или дворе и контролировать ее выполнение через портал «Наш город»;

– отправить документы на оформление паспорта, оплатить электричество или телефон, заплатить налоги через интернет, оплатить парковку через телефон.

– сообщить о неправильной парковке через специальное приложение на смартфоне.

В школах появились электронные дневники. С помощью информационных технологий можно контролировать время прихода и ухода в школу и из нее. Компьютерными классами и современным учебным оборудованием уже никого не удивишь: автотренажер используется в автошколе, а стрелковый тренажер станет доступен курсантам.

В планах сделать бесплатный wi-fi не только в общественном транспорте, но и в городских парках, на остановках, крупных пешеходных улицах. Уже в 2017 году в Москве появится 1100 таких уличных точек доступа.

Нормативно-правовое обеспечение

Для внедрения новых технологий в городское пространство нужна нормативно-правовая и методическая поддержка. Понятие умный город, компоненты его наполнения, архитектура, нормы о плате за умные технологии – все это должно быть прописано в законодательстве.

Сегодня региональные власти не имеют возможности выделять бюджетные средства на инновационные проекты smart city. Поэтому важно оказать государственную поддержку в реализации хотя бы пилотных проектов в городах. Необходимо закрепить механизмы этой поддержки на законодательном уровне.

Чтобы появление умных городов стало реальностью, нужно внести изменения и дополнения в ряд законов:

– Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ, дополнить его инструментами повышения энергетической эффективности на региональном и муниципальном уровне.

– Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ, дополнить его описанием элементов ИТ-инфраструктуры;

Необходимо внести нормы, позволяющие или обязывающие использовать при капитальном ремонте многоквартирных домов новые, более эффективные, экономичные и экологически безопасные решения. Отдельно на законодательном уровне следует прописать:

– правила взаимодействия между действующими лицами системы умного города (девелопером, управляющей компанией, потребителем, органом власти);

– требования по оснащению объектов системами видеонаблюдения, интеллектуального освещения.

Умные технологии делают проживание в городе безопасным, комфортным и экономным. Эти составляющие формируют спрос на объекты умного города. Единственным минусом становится высокая первоначальная цена. В связи с этим государственные органы и органы местного самоуправления не готовы покупать энергоэффективное жилье для переселения граждан из ветхих и аварийных домов. Квадратный метр в энергоэффективном жилье стоит дороже, а значит переселить по программам переселения удастся меньше людей.

В остальных случаях проблемы спроса на умные дома зачастую исчезают по мере того, как меняется психология потребителя.

Пример.

Восемь лет назад появились квартиры, оборудованные системами охраны и идентификации на входе. Они стоили дороже, чем остальное жилье, и спроса на них не было. Сейчас ситуация изменилась, сформировался рынок. Потребитель согласен заплатить немного больше, чтобы получить явное преимущество.

Та же ситуация с энегоэффективным жильем. Спрос на него формируется постепенно. По данным опросов, после внедрения энергоэффективных технологий в домах у жильцов на 40 процентов снижаются коммунальные расходы. До 85 процентов покупателей энергоэффективного жилья признают, что сознательно заплатили за его преимущества.

Таким образом, потребительский спрос на умные технологии будет расти за счет понимания выгод от их внедрения.

Проблемы финансирования

Практика показывает, что за внедрение умных технологий в городе платят:

– девелоперы – строители, реализующие проекты. Соглашением с муниципалитетом им должен быть обеспечен возврат средств;

– лица, владеющие технологиями и предлагающие свои услуги;

– городские власти в разных пропорциях в зависимости от наполняемости местных бюджетов;

– жители, если их убедить в эффективности умной технологии.

Чтобы включить население в систему финансирования умных технологий, органам власти нужно проводить выездные встречи, участие в общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах. Без этого убедить горожан в том, что подъезды и места общего пользования в доме должны освещаться с помощью конкретной умной технологии (например, светодиодов) не получится.

В домах, где покупатели квартир готовы заплатить за 1 кв. м на 20-30 процентов больше, проблем не возникает. Гораздо труднее добиться, чтобы деньги на умные технологии выделили жители домов эконом-класса, где квадратный метр стоит 30 тыс. руб. В таком жилье внедрять технологии, которые не дают быстрой отдачи, будет затруднительно. Наиболее целесообразно для таких домов выбирать технологии, соответствующие возможностям потребителя.

Городским властям важно понимать, что умные технологии – это необходимые инструменты решения задач, а не модная новинка, которую надо купить первым. Поэтому приобретать их нужно не в ущерб другим важным статьям расходов.

Многие технологии со временем становятся не только более совершенными, но и доступными. Например, за последние три года цена светодиодов в России уменьшилась в три раза, а солнечных панелей – в семь раз. Поэтому сегодня органы власти многих городов уже готовы приступить к массовому внедрению технологий, которые недавно считались несбыточной мечтой. В этом поможет разумная заемная политика, привлечение частных ресурсов в формате публично-частного партнерства.

Мегаполисам доступнее весь комплекс технологий для умного города, а небольшим поселениям – только отдельные решения. Тем не менее, важно, чтобы не только крупные города включались в соревнование за внедрение умных технологий. Они необходимы для жизнеобеспечения небольших населенных пунктов. Сегодня в стране около 100 тыс. населенных пунктов, где проживает не более 200 человек. Эти люди не полностью обеспечены качественной инфраструктурой – образовательной, энергетической, телекоммуникационной, медицинской, банковской. В небольших городах можно внедрять стандартные модульные решения: автономное энергоснабжение, дистанционное образование, телемедицину, почтовое и банковское обслуживание с использованием современных информационных технологий. Необходима разработка новых стандартов формирования инфраструктуры в таких «микро-поселениях». Тогда при активной совместной работе федеральных, региональных и муниципальных органов власти, реализации инфраструктурных компаний к 2025–2030 годам эти поселения по степени внедрения умных технологий смогут соревноваться с мегаполисами.

Важно наладить взаимодействие между городами. Например, на форуме всемирной организации «Объединенные города и местные власти» можно подводить итоги работы по внедрению умных технологий, обсуждать лучшие практики.

На заметку

Схемы финансирования умных технологий в городе

Сегодня распространены следующие три эффективные схемы финансирования.

1. Сервисная модель. Оператор инвестирует в проект 100 процентов средств и гарантирует качество сервиса. За это он получает деньги от государства или муниципалитета. Схема позволяет экономить бюджетные средства и гарантирует оператору возврат инвестиций в течение определенного срока. Риски возникают из-за продолжительного периода окупаемости – от пяти до десяти лет. Публичный партнер (орган власти) должен смягчать эти риски. Например, ввести льготное налогообложение для оператора.

2. Комбинированная схема финансирования проектов smart city с участием публичного партнера, оператора и конечного потребителя.

3. Прямая схема финансирования объектов умного города. Она позволяет продавать продукты, изготовленные по умной технологии, напрямую потребителям и получать с них плату.

Органы власти должны видеть в умных технологиях в первую очередь необходимый фактор развития городов. Поэтому нужно внедрять всю линейку инструментов умного города там, где это возможно. Есть дорогие технологии, которые не все города могут себе позволить. Но есть и решения, которые стали уже доступными многим городам.

Вложение бюджетных средств в различные сферы – образование, здравоохранение, транспорт должно сопровождаться введением современных стандартов, предусматривающих внедрение умных технологий. Это создаст дополнительный спрос и ускорит процессы, связанные с коммерциализацией и снижением затрат на внедрение. Финансирование станет более реальным, если ресурсы будут выделяться в рамках федеральных, региональных и муниципальных целевых программ.

Органы местной власти могут способствовать внедрению умных технологий в городскую среду. А именно:

– разъяснять предпринимателям, как они могут инвестировать в инфраструктуру умных городов, на официальных сайтах города и при личных встречах;

– вовлекать производителей современного умного оборудования в проекты по внедрению умных технологий в городскую среду;

– оказывать консультационную и методическую поддержку проектов smart city, инвестировать бюджетные средства в такие проекты;

– разъяснять потребителям в доступной форме, как можно платить меньше, используя более дорогие, но умные решения.

На заметку

Кто в России самый умный

В России решили составить первый рейтинг умных городов. Пока в него будут включать только города-миллионики, которых в России 15. Они в большей степени готовы вкладывать деньги в интеллектуальные системы управления транспортом, ЖКХ, энергетикой и промышленностью. Исследованием займутся Минкомсвязь, Минэнерго и Минстрой России. Всего определены пять ключевых сфер смарт-города: промышленность, транспорт, энергетика, ЖКХ и электронное правительство. Все они должны эффективно управляться с помощью интеллектуальных технологий. Сейчас идет сбор данных для рейтинга. В апреле 2017 года эксперты обсудят результаты исследования в рабочей группе. Затем будет составлен итоговый список смарт-городов. Уже сейчас лучшим городом России, который мог бы претендовать на звание умного эксперты назвали Санкт-Петербург. Хорошие шансы у Казани и Уфы. В этих городах хорошо налажена система автоматизации сетей снабжения водой, теплом и электроэнергией. Интеллектуальные транспортные системы внедряются в Красноярске, Екатеринбурге, Белгороде. Среди крупных городов с высоким потенциалом для умного развития Томск, Новосибирск, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону. Лучшие практики получат распространение в других городах России.

14 марта 2017

Рост информационно-коммуникационных технологий, средств мониторинга и контроля повлиял также и на развитие городов, концентрирующих основную массу инноваций. Их внедрение способствовало повышению качества городского управления, распространению новых сервисов, упрощающих доступ жителей к городским услугам. Появятся ли в скором будущем в России «умные города» и каковы возможности Smart City, узнавала редакция Журнала Стратегия.

Концепция Smart City предполагает использование интеллектуальных и информационно- коммуникационных технологий для управления городским имуществом. Основная цель концепции - удовлетворение нужд резидентов города. Smart City охватывает практически все области управления города, в том числе государственное управление, транспортную мобильность, коммунальные системы, здравоохранение, образование, общественную безопасность, финансы, торговлю, производство и создание жилой среды.

Важный элемент концепции - интеллектуальные инновации, основанные на информационных технологиях и анализе данных. Их распространение влияет на экономический ландшафт, создает новые быстрорастущие области или коренным образом меняет существующие. При этом данные процесса генерации инноваций могут поступать по двум каналам: от автоматизированных систем учета, фиксирующих различные параметры городских систем, до жителей города, создающих формализованные запросы на изменения.

Уровень развития «умного города» можно определить по количеству областей управления, охватываемых интеллектуальными технологиями, по сложности технологий и комплексности их эксплуатации. Реализация концепции «умного города», как правило, начинается с внедрения технологий в отдельных, не связанных между собой областях, в том числе систем электронного правительства, улучшающих коммуникацию администрации города, различных учреждений и жителей. Это позволяет улучшить сбор и обработку информации о городе. Развитие технологий на основе масштабных интегрированных платформ и объединение элементов города в единую систему повышает эффективность управления и развитие «умных сервисов», ориентированных на многочисленные группы пользователей.

К настоящему времени активное развитие концепция Smart City получила в США, развитых странах Европы и Юго-Восточной Азии. На основе опыта этих стран выделяют два основных подхода реализации концепции.

Первый подход - внедрение технологий Smart City путем проектирования и создания новых городов. Это позволяет тщательно продумать инфраструктуру будущего города и обеспечить максимальную интеграцию всех городских систем. Примеры такого подхода - это разрабатываемые или реализуемые проекты городов в Южной Корее, ОАЭ, Китае.

В большинстве случаев это относительно небольшие, компактные населенные пункты, где инфраструктура изначально создается по заранее разработанным, зачастую достаточно жестким стандартам. Часто развитие такого города рассматривается как единый мегапроект, который детализируется на отдельные проекты и подпроекты, а его эффективность изначально оценивается с точки зрения экономических эффектов.

Второй, более распространенный подход, предполагает реализацию концепции «умного города» в уже существующих городах, где на основе имеющейся инфраструктуры реализуются локальные или комплексные проекты по внедрению интеллектуальных технологий, объединяемые затем в системы. Лидеры этого направления - Амстердам, Стокгольм, Барселона, Сингапур - связали с помощью интеллектуальных технологий обширные области городского хозяйства, значительно повысив эффективность городских систем и качество жизни населения.

Широкий интерес к Smart City связан с возможностью получения различных положительных эффектов (экономических, социальных, экологических). Использование информационно-коммуникационной инфраструктуры и технологий позволяет адаптировать работу городских систем к фактическим потребностям и нагрузкам, следствием чего является уменьшение издержек за счет снижения потребления ресурсов, повышение качества услуг, создание новых точек экономического роста.

Внедрение интеллектуальных технологий влияет практически на все области. Для транспортной сферы - это повышение мобильности, уменьшение временных затрат, для здравоохранения - снижение затрат за счет лучшей диагностики заболеваний, меньшая нагрузка на учреждения, упрощение доступа к медицинской помощи, контроль качества услуг, повышение здоровья населения, для образования - контроль процесса обучения, персонализация программ, улучшение доступа к знаниям, для финансов - снижение затрат, повышение прозрачности, безопасности и упрощение транзакций, развитие краудфандинга, новых систем оплаты, повышение адресности при управлении бюджетом, для среды обитания - управление качеством среды и зданий, внедрение новых эффективных материалов, для ритейла - более точное выявление потребностей потребителей, уменьшение временных затрат, для производства и строительства - оптимизация производственных процессов, контроль расходов ресурсов. Также концепция Smart City повышает общий уровень безопасности, в том числе экологической, сокращает выбросы и потребление ресурсов. Получение значительных эффектов подтверждается опытом городов, на протяжении длительного времени работающих над внедрением Smart City. Применение интеллектуальных технологий позволяло им добиться снижения потребления энергии на 30%, уличной преступности - на 30%, трафика - на 20%, потерь воды - на 20%. Косвенные эффекты, достигаемые в результате принятия лучших управленческих решений и развития более качественной городской среды, проявляются в виде возрастающей экономической и социальной активности, роста экономики, увеличения доходов населения и бюджетных средств.

Экономические эффекты внедрения интеллектуальных технологий заключаются в снижении расходов жителей города и расходов бюджета, а также в росте доходов местных компаний. Высвобождаемые финансовые ресурсы при этом могут возвращаться в экономику расходами домохозяйств и компаний в других областях, инвестициями в улучшение сервисов, что с учетом мультипликативных эффектов будет оказывать дополнительное воздействие на экономический рост. Стимулирование роста может достигаться и за счет более эффективного использования городского бюджета (перенаправления высвобождаемых расходов в другие области) или снижения местных налогов для компаний приоритетных отраслей экономики.

Концепция Smart City в России

В России растет интерес к Smart City, но примеров реализации проектов в этом направлении пока относительно немного. Значимый опыт накоплен в небольшом количестве российских городов, лидеры в развитии интеллектуальных систем - Москва, Казань и отчасти Сколково.

Сегодня наиболее продвинутый город с точки зрения реализации концепции Smart City - это, безусловно, Москва, переходящая от пилотных проектов в отдельных сегментах к комплексному развитию на основе вовлечения в анализ все более широкого круга данных, единообразия платформ и активной обратной связи от конечных пользователей. Проект «Смарт Сити Казань» находится сейчас на ранней стадии, основные усилия сосредоточены на создании инфраструктуры, позволяющей осуществлять мониторинг и собирать данные в таких областях, как транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, безопасность, контроль городской среды и экологической обстановки. Создание Инновационного центра «Сколково» является российским примером создания «умного города» с нуля.

Инициативы внедрения отдельных «умных сервисов» присутствуют и в других городах России. Опыт применения соответствующих технологий был накоплен при подготовке Олимпийских игр в Сочи. В Санкт-Петербурге и Томске заявлены проекты по внедрению «умных систем» в области обеспечения безопасности и рационального управления городским коммунальным хозяйством, желание создать «умный город» выражают и власти Московской области. В ряде городов планируется реализация пилотных проектов по развитию «умной энергетики». Исследование потенциала развития «умных технологий» в 164 российских городах с численностью населения свыше 100 тысяч человек, проведенное Институтом региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ, обозначило в качестве потенциальных лидеров Москву, Екатеринбург, некоторые города Подмосковья, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

На практике развитие интеллектуальных технологий затрагивает в первую очередь города со значительным экономическим потенциалом, бюджетная обеспеченность которых позволяет реализовать подобные проекты, а органы власти достаточно хорошо осознают преимущества «умного города».

Для внедрения интеллектуальных технологий в России наиболее привлекательны области, где выгоды их использования очевидны. К их числу относятся энергетика, модернизация которой позволяет компаниям добиваться значительного эффекта экономии ресурсов и расходов. А также внедрение интеллектуальных транспортных систем, позволяющих достигать комплексных эффектов - от оптимизации транспортных потоков в городе, снижения нагрузки на дорожную сеть до повышения безопасности дорожного движения и улучшения экологической ситуации в городе.

Потенциально перспективными эксперты считают и такие области, как образование, медицина, предоставление социальных услуг. Внедрение технологий «умного города» в этих сферах позволяет индивидуализировать услуги и контролировать их качество, корректируя в соответствии с запросами потребителей, повышать безопасность и вместе с тем контролировать затраты бюджета в этих областях.

Перспективы развития Smart City в России

Каким образом можно стимулировать развитие Smart City в России? Для реализации концепции «умного города» необходимо выполнение ряда условий. Во-первых, важна прогрессивная, современная и адекватная условиям регуляторная среда, развитая инфраструктура, в том числе IT-инфраструктура и ее готовность к принятию инноваций, технологии мониторинга, сбора данных, обработки и контроля, во-вторых, четко выстроенные системы управления городом на основе единых стандартов, интегрированность всех систем, четко обозначенные заказчики изменений, умные пользователи, готовые к изменениям, которые обеспечивают потребление услуг и стимулируют развитие системы.

Отсутствие одного их этих элементов может значительно затруднить процесс создания и внедрения интеллектуальных технологий. В российских городах проблемы нередко присутствуют во всех указанных областях, что создает серьезные барьеры для «умных городов». В числе основных препятствий - низкий приоритет темы в повестке на всех уровнях государственного управления, отсутствие явных стимулов (в том числе экономических) для снижения издержек внедрения инноваций, отсутствие выгод при высоких начальных затратах и издержках, недостаточный опыт применения концепции Smart City в России, замедленный обмен знаниями в этой области. Кроме того, среди барьеров низкая координация и разобщенность систем управления инфраструктурой, разнородность интересов различных ведомств, низкое качество физической инфраструктуры российских городов, ограниченный спрос на инновации со стороны населения в силу низкого знания возможностей технологий.

Эти проблемы приводят к тому, что происходит ограниченное внедрение технологий в крупных городах с достаточно емкими рынками, где концентрация населения с высокими доходами создает достаточный спрос на инновации, при этом решаются лишь локальные задачи в узких областях. В городах со слабым экономическим потенциалом внедрение интеллектуальных технологий еще более затруднено, что приводит к отставанию этих городов, дальнейшей утрате ими конкурентоспособности и снижению привлекательности. Преодолению этих барьеров отчасти могли бы способствовать большие комплексные проекты, предусматривающие радикальную смену парадигмы развития городских систем, но на текущий момент такие инициативы в России фактически отсутствуют.

Международный опыт показывает, что основным заказчиком развития концепции Smart City чаще всего выступают органы власти, которые обеспечивают формирование долгосрочного видения и комплексный подход при внедрении технологий. Государство может быть самостоятельным заказчиком новых технологий и решений, создавать стимулы бизнесу для внедрения необходимых технологий. Важным аспектом реализации концепции является четкое понимание органами власти достигаемых целей и ожидаемых результатов, в том числе измеряемых в экономических метриках.

В России для преодоления названных выше барьеров именно органы власти должны формулировать долгосрочные цели и создавать условия их достижения. Развитие необходимой инфраструктуры при этом может быть обеспечено на основе применения различных моделей государственно-частного партнерства, а финансирование ключевых проектов может осуществляться за счет предоставления преференций, бюджетных средств, банков и фондов. Основные функции при реализации проектов «умного города» могут быть переданы специализированному институту развития.

Разработка и внедрение интеллектуальных систем должны сопровождаться вовлечением всех сторон, заинтересованных в устойчивом развитии города (жителей городов, местных сообществ, общественных и некоммерческих организаций, профессиональных объединений, представителей крупного, малого и среднего бизнеса). Государство должно выступать координатором подобных взаимодействий, обеспечивая выявление мнений и интересов всех указанных сторон, а также открывая доступ к процессу управления и использования данных, сервисов и инфраструктуры.

В России, где ¾ населения проживает в городах, внедрение технологий, стимулирующих экономику, повышающих эффективность управления городскими системами и качество жизни населения, должно являться одной из наиболее актуальных задач. Вместе с модернизацией инфраструктуры новые технологии решают важнейшую задачу ликвидации технологической отсталости городов России, а использование интеллектуальных систем создает задел на будущее устойчивое развитие.

Для повышения качества жизни москвичей — главного приоритета Концепции — должен быть решен целый комплекс задач по планированию и строительству городской инфраструктуры, учету и распределению ресурсов ЖКХ, развитию экосистемы персонализированных городских сервисов с единым и удобным для горожан интерфейсом.

Согласно прогнозам Федеральной службы государственной статистики, к 2030 году население Московской агломерации составит 22 млн человек (по среднему варианту прогноза). В условиях урбанизации специализированные цифровые платформы позволят осуществлять оптимальное градостроительство, что включает в себя упрощение взаимодействия между всеми участниками процесса, повышение качества и эффективности застройки, экономию средств и времени.

Концепция «Умный город - 2030» в сфере градостроительства нацелена на совершенствование планирования и застройки города Москвы на базе аналитики следующего поколения и цифровых технологий. Реализация принципов «зелёного» строительства и внедрение технологий «Умного дома» создадут удобную и здоровую городскую среду обитания, снизят разрушительное воздействие на экологию.

Концепция «Умный город - 2030» в жилищно-коммунальной сфере предусматривает продолжение эффективной цифровизации жизни города с учётом состояния коммунально-инженерной инфраструктуры и с особым акцентом на обеспечение москвичей комфортным жильём и услугами высокого качества, а также на обоснованность применения инновационных технологий. Развитие технологий на основе ИИ и широкое применение Интернета вещей позволят точно определять необходимые объемы финансирования и распределения ресурсов. Управление ЖКХ будет в значительной степени осуществляться на основе Больших данных с применением предиктивной аналитики, а отдельные схемы энерго-, тепло-, газо- и водоснабжения сформируют общую «Систему систем».

Внедрение новых городских решений будет проводиться на основе практического опыта пилотирования в смарт-кварталах города Москвы. Будет применяться принцип последовательной реализации и постепенного масштабирования на базе пилотных проектов по территориальному и функциональному признакам. Это обеспечит: постоянное совершенствование межведомственного взаимодействия, уточнение инициатив и планов, стандартов, документов всех уровней, анализ и выявления перспективных направлений реализации концепции города Москвы.

Цели направления
«Городская среда»
Вклад направления в достижение верхнеуровневых целей концепции

Рост качества жизни

Прозрачное управление городом

Эффективность государственных расходов

Эффективная цифровизация жизни города, в т.ч. в области обеспечения москвичей комфортным жильём и жилищно-коммунальными услугами высокого качества.
Оптимизация городского планирования и застройки на базе аналитики следующего поколения, Больших данных и цифровых технологий.

Показатели направления «Городская среда»

  • Доля городских объектов, при строительстве которых используются BIM-технологии;
  • Снижение количества взаимодействий застройщиков с органами власти;
  • Модернизация инфраструктуры сбора и утилизации промышленных и твердых бытовых отходов (количество объектов);
  • Количество аварийных ситуаций на объектах ЖКХ.

2.1. Градостроительство

Текущий статус

  • 94,4% государственных услуг в градостроительной сфере предоставляется в электронной форме, большая часть — исключительно в электронном виде;
  • Сформирован Проектный офис по внедрению технологий информационного моделирования в строительстве BIM-технологий, ведется активная разработка стандартов, систем классификаторов и требований к информационным моделям;
  • Разработан и утвержден Смарт-стандарт, включающий в себя рекомендации по реализации предпроектных решений применения перспективных технологий в рамках создания комфортной городской среды;
  • Создана комплексная информационная-технологическая инфраструктура органов исполнительной власти Стройкомплекса, позволяющая оперативно автоматизировать внутренние процессы органов исполнительной власти и организовать эффективное взаимодействие с участниками строительства;
  • Функционирует Информационно-аналитическая система управления градостроительной деятельностью - базовая информационная система Стройкомплекса, являющаяся единой информационной средой для всех участников строительства.
  • Планирование освоения территорий на основе интеллектуального анализа городских данных, улучшение качества разработки документов территориального планирования и градостроительного зонирования, документации по планировке территории;
  • Снижение сроков и затрат на капитальное строительство за счёт цифровизации процессов жизненного цикла объектов и внедрения BIM-технологий;
  • Сокращение сроков и упрощение порядка реализации процедур в сфере строительства;
  • Обеспечение прозрачности управления, предупреждение и выявление правонарушений в градостроительной отрасли за счет применения цифровых технологий, контроль качества строительных работ, а также внедрение эффективных механизмов проверки исполнения застройщиком своих обязательств.

Стратегические направления

  • Применение BIM-технологий на всех этапах реализации жизненного цикла объектов строительства:
    • Цифровизация на основе BIM охватит все процессы жизненного цикла объектов, начиная от этапов градостроительного планирования и заканчивая выводом объектов из эксплуатации;
    • «Цифровыми копиями» зданий смогут пользоваться экстренные службы, например, при спасении людей во время пожара и при проведении антитеррористических операций;
    • Внедрение автоматизированных систем управления зданием обеспечит автоматическое управление и диспетчеризацию инженерных систем, сбор статистики о состоянии конструктивных элементов и систем здания на основе информационной модели;
    • Будет создана база цифровых моделей зданий (сооружений) и других городских объектов;
    • Информационное моделирование будет использоваться при планировании и проектировании энергоэффективных зданий и городской транспортной инфраструктуры, реконструкции и капитальном ремонте;
  • Единая цифровая платформа в градостроительной сфере - площадка электронного взаимодействия застройщиков, банков и органов власти в рамках реализации строительного проекта.
    • В состав Единой цифровой платформы войдут следующие компоненты:
    • Публичная карта с информационными слоями по земельным участкам, зонам с особыми условиями использования, инженерным коммуникациям и возможными точками подключения к сетям;
    • Личный кабинет (в т.ч. застройщика, банка и пр.) с полной информацией по строительному проекту и возможностью доступа к проекту всех его участников;
    • Сегмент автоматизированного принятия решений;
  • Внедрение технологий «Умного города» для организации «умной строительной площадки»:
    • Будут внедрены системы контроля за работой сотрудников на строительной площадке − электронный паспорт строителя с указанием всех допусков, сертификатов и лицензий, «умный» браслет для контроля доступа на строительную площадку;
    • Строительные площадки будут оснащены датчиками для контроля состояния окружающей среды, уровня шума;
    • Строительная техника будет оборудована системами контроля применяемых материалов;
    • Будут внедрены технологии сквозной идентификации строительных материалов и отдельных конструкций заводского изготовления;
    • Мониторинг процесса строительства будет осуществляться, в том числе, посредством дронов, систем видеонаблюдения и датчиков для снижения стоимости контроля строительства и повышения уровня безопасности;
  • Создание комплексной информационной системы обращения со всеми видами отходов на строительных площадках:
    • Информация со строительной площадки об объемах и видах отходов строительства и сноса будет передаваться в режиме реального времени;
    • Будут проведены классификация и интеллектуальный подбор полигонов в целях дальнейшей организации работ по переработке и повторному использованию отходов строительства и сноса;
    • Будет обеспечено формирование оптимальных маршрутов при транспортировании отходов строительства и сноса, грунтов;
  • Применение смарт-контрактов в строительстве:
    • Смарт-контракты будут определены как вид исполнения обязательств участников строительства;
    • На проведение экспертизы проектной документации и поставку строительных материалов будут заключаться смарт-контракты;
    • Применение смарт-контрактов позволит исключить фальсификацию договоров и строительной документации;
  • Применение виртуальной и дополненной реальности:
    • Применение в проектировании, моделировании и строительстве зданий и сооружений технологий VR/AR/MR обеспечит доступ к детальной информации о параметрах материалов и конструктивных элементов информационной модели;
    • Применение голографических проекций при презентации архитектурных проектов и проведении публичных слушаний позволит повысить их привлекательность и качество внедрения в городскую среду;
  • Инновационные методы строительства:
    • Трёхмерная печать зданий и их отдельных элементов, цифровое модульное строительство и подготовка инфраструктуры к внедрению Интернета вещей существенно ускорят и удешевят процесс застройки.

Стратегические проекты в сфере Градостроительства

2.1.1. Планирование территорий на основе интеллектуального анализа Больших городских данных и технологий Искусственного интеллекта;

Технологии:

Планирование градостроительной деятельности в Москве будет осуществляться на основе анализа Больших данных и сопровождаться разработкой цифровой трехмерной модели города. Будут разрабатываться альтернативные сценарии развития города, учитывающие множество параметров - в том числе существующие ограничения на застройку архитектурных и исторически важных территорий. Обсуждение и референдумы по вопросам городского развития будут происходить на платформе цифровой демократии (см. п. 6.1.4). Анализ Больших городских данных и применение Искусственного интеллекта позволят улучшить качество разработки документов территориального планирования и градостроительного зонирования.

2.1.2. Применение BIM-технологий на всех этапах реализации жизненного цикла объекта - от планирования до вывода из эксплуатации;

Технологии:

Применение информационного моделирования в строительстве и эксплуатации зданий (сооружений) расширится. Применение методов и средств BIM (Building Information Model) станет общепринятой практикой в Москве, позволяющей снизить сроки и затраты на капитальное строительство. Будет создан городской портал информационных моделей зданий (сооружений), дорожно-транспортных объектов, их конструктивных элементов и применяемых материалов.
Цифровизация на основе BIM охватит все процессы жизненного цикла объекта, начиная с градостроительного планирования и заканчивая выводом объекта из эксплуатации. «Цифровые двойники» зданий на основе BIM-моделей позволят отслеживать состояние зданий и инженерных систем, прогнозировать поломки инфраструктуры (лифтов, трубопроводов и т.п.) и рассчитывать срок службы до капитального ремонта. «Цифровыми двойниками» зданий могут воспользоваться экстренные службы,например, при спасении людей во время пожара и проведении антитеррористических операций.

2.1.3. Создание Единой цифровой платформы в градостроительной сфере;

Технологии:

Запуск площадка для электронного взаимодействия застройщиков, банков и органов власти повысит прозрачность управления в строительстве, позволит предупреждать и выявлять правонарушения в этой сфере, обеспечивать контроль качества строительных работ, а также будет способствовать внедрению эффективных механизмов проверки исполнения застройщиком своих обязательств. На этой площадке будут функционировать личные кабинеты всех застройщиков/банков с полной информацией по строительному проекту и возможностью доступа к проекту всех его участников. На платформе будет размещена публичная карта с информационными слоями по земельным участкам, зонам с особыми условиями использования, инженерным коммуникациям и возможными точками подключения к сетям.

2.1.4. Применение смарт-контрактов в городском строительстве как вида исполнения обязательств участников строительства;

Технологии:

Во всех сферах городского строительства будет обеспечена возможность заключения смарт-контрактов, то есть договоров в электронной форме, исполнение прав и обязательств по которым осуществляется путем автоматического совершения цифровых транзакций в распределенном реестре в строго определенной последовательности и при наступлении определенных обстоятельств.
Смарт-контракты будут определены как вид исполнения обязательств участников строительства и будут заключаться на проведение экспертизы проектной документации и поставку строительных материалов. Применение смарт-контрактов позволит исключить фальсификацию договоров, строительной документации, актов приемки-сдачи работ.

2.1.5. Использование «умных» технологий в строительстве;

Технологии:

Будет разработан ряд мер, направленных на стимулирование использования умных технологий в строительстве. Будут внедряться принципы «зеленого строительства» в целях снижения вредного воздействия на экологию, повышения энергоэффективности, сокращения выбросов при строительстве и эксплуатации зданий. Будет создана комплексная система обращения со всеми видами отходов на строительных площадках, а деятельность по переработке и повторному использованию отходов будет в высокой степени автоматизирована/роботизирована. Количество отходов строительства будет радикально снижено за счёт трехмерной печати зданий (сооружений) и их отдельных элементов.

2.1.6. Моделирование строительных объектов с использованием сквозных технологий: трёхмерного моделирования, виртуальной и дополненной реальности, Искусственного интеллекта;

Технологии:

В проектировании и строительстве зданий (сооружений) будут применяться технологий виртуальной, дополненной и смешанной реальности (AR/VR/MR). Виртуальные здания на будущей стройплощадке позволят оценить изменение ландшафта и узнать мнение жителей о запланированных строениях. Очки AR/VR/MR позволят прорабам получить детальную информацию о параметрах материалов и конструктивных элементов здания. В ходе презентаций и публичных слушаний голографические проекции архитектурных проектов позволят повысить их привлекательность.

2.1.7. Создание условий для использования горожанами «умного» жилья.

Технологии:

Будут разработаны стандарты и регламенты применения технологий умного жилья. Единая цифровая платформа умного жилья в Москве будет обеспечивать подключение устройств и датчиков Интернета вещей, в том числе для дистанционного сбора, передачи, хранения и анализа данных о потреблении коммунальных ресурсов и услуг. Будет разработан каталог персонализированных решений в сфере умного жилья.

2.2. Жилищно-коммунальное хозяйство

Текущий статус

  • К Единой диспетчерской службе — централизованной точке принятия всех обращений граждан по теме ЖКХ — подключены все округа Москвы (кроме ТиНАО);
  • За 2017 год Единая диспетчерская служба города Москвы обработала 8,3 млн обращений;
  • Формирование региональной программы капитального ремонта и контроля выполнения работ автоматизировано на 100%;
  • Общее количество техники, подключенной к системе контроля ГЛОНАСС, достигло 15,5 тыс. единиц. Для всех дворовых территорий в городе осуществляется автоматический мониторинг качества санитарного содержания с использованием средств ГЛОНАСС;
  • Актуальная информация о запланированных и проведенных капитальных ремонтах многоквартирных домов доступна на портале государственных услуг города Москвы;
  • На портале dom.сайт размещен актуальный обновляемый рейтинг организаций, управляющих многоквартирными домами;
  • Введена в промышленную эксплуатацию автоматизированная система учета потребления ресурсов (АСУПР);
  • Создано единое хранилище данных АСУ ЕИРЦ, а также разработаны витрины данных «Начисления и оплаты», «Жилищный фонд» и подсистемы «Работа с задолженностью».
  • Улучшение доступности и качества оказываемых услуг ЖКХ за счёт внедрения цифровых технологий;
  • Повышение эффективности использования ресурсов в ЖКХ и обеспечение экономии средств бюджета города Москвы;
  • Обеспечение прозрачности управления, предупреждение и выявление правонарушений в ЖКХ;
  • Повышение уровня безопасности, надежности, доступности инфраструктуры ЖКХ и снижение аварийности.

Стратегические направления

  • Применение BIM-технологий на всех этапах реализации жизненного цикла объектов коммунально-инженерной инфраструктуры:
      • Цифровизация на основе BIM охватит все процессы жизненного цикла объектов коммунально-жилищной инфраструктуры, включая эксплуатацию, обслуживание и оказание услуг ЖКХ;
      • «Цифровые копии» объектов коммунально-инженерной инфраструктуры позволят отслеживать жизненный цикл объектов и инженерных систем, прогнозировать поломки инфраструктуры (лифты, трубопроводы и т.п.), а также необходимость капитального ремонта зданий и многоквартирных домов;
      • Внедрение автоматизированных систем управления зданием и объектами ЖКХ-инфраструктуры обеспечит автоматическое управление и диспетчеризацию инженерных систем, сбор статистики о состоянии конструктивных элементов и систем здания на основе информационной модели;
  • Формирование общей «Системы систем», основанной на анализе Больших данных и ИИ:
      • На основе отдельных систем энерго-, тепло-, газо- и водоснабжения будет разработана единая интегрированная «Система систем»;
      • «Система систем» будет содержать данные о городской жилищно-коммунальной инфраструктуре, а также релевантные данные из смежных областей (транспорт, телекоммуникации), геодезическую информацию (например, состояние и состав грунта) и др.;
      • Управление ЖКХ будет в значительной степени осуществляться на основе Больших данных, генерируемых горожанами, бизнесом, органами исполнительной власти и устройствами Интернета вещей, в среднесрочной перспективе в управлении будут задействованы системы ИИ;
  • Использование цифровых платформ и платформ Интернета вещей:
      • Общегородские цифровых платформы и платформы Интернета вещей обеспечат учёт и экономию потребления ресурсов, своевременное предупреждение аварий и сокращение времени их устранения, контроль степени изношенности инженерных коммуникаций, повышение прозрачности управления и решение других задач ЖКХ;
      • Подключенные к Интернету приборы учёта позволят по запросу полностью автоматизировать учёт и оплату всех услуг ЖКХ;
  • Применение информационно-аналитических инструментов эффективного управления ЖКХ:
      • Расширится применение в ЖКХ информационно-аналитических инструментов, в том числе семантического анализа текста и речи для обработки обращений граждан, многомерного статистического анализа, обработки сложных событий;
      • Новые технологии позволят исключить человеческий фактор при определении объёмов финансирования ЖКХ, мониторинге качества выполнения работ, идентификации проблемных зон, выявлении и предотвращении правонарушений в ЖКХ.