Декупаж

Шпаргалка: Коммуникативная сторона общения. Психология общения

Шпаргалка: Коммуникативная сторона общения. Психология общения

Структура общения между людьми состоит из интерактивной, коммуникативной и перцептивной сторон. Каждая из этих сторон имеет свои особенности. Например, интерактивная сторона характеризуется обменом действий, то есть организацией взаимодействия между общающимися людьми. Перцептивная заключается в процессе восприятия, познания друг друга посредством общения, а также в установлении взаимопонимания. Коммуникативная сторона общения - это непосредственный обмен информацией между несколькими индивидами. В данном случае «информацию» можно рассматривать как идеи, настроения, интересы, установки, чувства и прочее.

Каждая из сторон общения требует детального и тщательного рассмотрения.

Представить общение без коммуникации просто невозможно. Всегда необходимо помнить, что коммуникативная сторона общения имеет очень важное значение для его участников. Следует отметить, что характер обмена любой информацией при помощи системы знаков может существенно повлиять на каждую из общающихся сторон. Другими словами, обмен информацией всегда подразумевает воздействие на поведение другого человека. Определенные знаки значительно влияют на соучастников коммуникативного общения. Знаки в общение играют такую же роль, как орудия в труде.

В свою очередь коммуникативная сторона общения бывает вербальной при помощи речи) и невербальной (передача информации посредством различных действий).

Вербальные средства коммуникации - это письменная (в ее смысловом значении) и устная речь.

Бытует мнение, что темп речи, интонация голоса и другие сопутствующие проявления также относят к вербальной категории. Однако если учесть, что подобные факторы могут не только дополнять, но и полностью уничтожать прямой смысл сказанного, то можно с уверенностью утверждать, что невербальные средства - это те, которые не являются «словами». Следовательно, следует выделить следующие невербальные средства коммуникации:

Околоречевые средства, то есть темп, интонация, громкость, тембр голоса, дикция, ритм речи и так далее;

Зоны общения, то есть дистанция, расстояние между участниками общения;

Кинесические средства, то есть походка, жесты, поза тела, мимика, прикосновение к партнёру и др.;

Место и время общения;

Запахи: индивидуальные или окружающей среды;

Почерк, одежда, аксессуары, причёска и прочее.

Таким образом, психология коммуникации заключается в «расшифровке» невербальных и вербальных сигналов. Основываясь на мнении психологов, можно утверждать, что человек постигает приблизительно 10% информации, которой владеет мозг. Отсюда следует, что анализ и расшифровка происходят не столько на сознательном уровне, сколько на бессознательном.

Отметим, что коммуникативная сторона общения может включать в себя и специфические барьеры. Такие барьеры носят психологический или социальный характер. может возникнуть из-за отсутствия понимания ситуации. Причины для этого самые разнообразные. Это могут быть профессиональные, социальные и политические различия. Они порождают различное истолкование понятий, которые употребляются в коммуникативном процессе, а также разное мировоззрение, миропонимание и мироощущение.

Можно сделать вывод, что коммуникативная сторона общения - психологическая категория. Так как общение - довольно важное условие человеческой жизни и одна из основных потребностей каждого из нас. Коммуникация формирует систему отношений человека ко всему окружающему миру. От умения общаться зачастую зависит уровень нашей популярности в обществе, наша успешность в жизни и так далее. Каждый должен уметь общаться правильно.

Изучение общения показывает сложность, разнообразие, многоуровневость проявлений и функций этого феномена. Ука­занная сложность феномена общения требует выделения отдель­ных его составляющих, описания структуры. Существует не­сколько подходов к структурированию общения. Одним из час­то употребляемых является подход, при котором выделяют три взаимосвязанные стороны общения - коммуникативную, инте­рактивную и перцептивную.

Коммуникация заключается в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона общения проявляется в организации взаимодействия между участниками общения, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, состояниями, но и действиями. Перцептивная сторона общения представляет собой процесс восприятия партнерами по общению друг друга и установления на этой основе взаимопонимания между ними.

Коммуникативная сторона общения

Общение, как обмен информацией. Говоря о коммуникации, мы, прежде всего, имеем в виду обмен между людьми различ­ными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п. Если все это можно рассмат­ривать как информацию, то процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.

Специфика межличностной коммуникации раскрывается в ряде процессов и феноменов: психологической обратной связи, наличии коммуникативных барьеров, коммуникативном влия­ нии и существовании различных уровней передачи информации (например, вербального и невербального). Проанализируем эти особенности подробнее.

Основная цель информационного обмена в общении - выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций или проблем. Для межлично­стного общения характерен механизм обратной связи . Содер­жание данного механизма состоит в том, что в межличност­ной коммуникации процесс обмена информацией как бы уд­ваивается и, помимо содержательных аспектов, информация, поступающая от реципиента к коммуникатору, содержит све­дения о том, как реципиент воспринимает и оценивает пове­дение коммуникатора. Выделяют прямую и косвенную обрат­ную связь. Косвенная обратная связь - это завуалированная форма передачи партнеру психологической информации. Для этого обычно используются различные риторические вопро­сы, насмешки, иронические замечания, неожиданные для партнера эмоциональные реакции. В данном случае коммуникатор должен сам догадываться, что именно хотел сказатьему партнер по общению, какова же на самом деле его реакция и его отношение к коммуникатору.

В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только обменяться информацией, но и до­биться ее адекватного понимания партнерами. То есть в меж­личностной коммуникации как особая проблема выделяется интерпретация сообщения, поступающего от коммуникатора (к реципиенту).

Коммуникативный барьер - это психологическое препятст­вие на пути адекватной передачи информации между партнера­ми по общению (см. выше).

Принято выделять два основных типа коммуникативного воздействия: авторитарную и диалогическую коммуникацию. Прежде всего, эти два типа коммуникации различаются харак­тером психологической установки, возникающей у коммуника­тора по отношению к реципиенту. В случае авторитарного воздействия реализуется установка "сверху-вниз", в случае диалогического - установка на равнопра­вие. Установка "сверху-вниз" предполагает не только подчинен­ное положение реципиента, но и восприятие его коммуникатором как пассивного объекта воздействия: коммуникатор вещает, слуша­тель внимает и некритически впитывает информацию. Предпола­гается, что у реципиента нет устойчивого мнения по определенно­му вопросу, а если и есть, он может изменить его в нужном коммуникатору направлении. При равноправной установке слушатель воспринимается, как активный участник коммуникативного про­цесса, имеющий право отстаивать или формировать в процессе об­щения собственное мнение. Соответственно различаются и пози­ции реципиентов в коммуникативных актах авторитарного диало­гического типа. В первом случае слушатель выступает в качестве пассивного созерцателя, во втором - вынужден заниматься актив­ным внутренним поиском собственной позиции по обсуждаемому вопросу. Наблюдаются различия ив организации коммуникатив­ного пространства: 1) при авторитарной - все участники видят только лектора; 2) при диалогической - и коммуникатора, и друг друга.

Информация как таковая может быть двух типов: побуди­тельная и констатирующая. Побудительная информация прояв­ляется в форме приказа, совета или просьбы. Она призвана сти­мулировать какое-то действие. Стимуляцию, в свою очередь, подразделяют на активизацию (побуждение к действию в задан­ном направлении), интердикцию (запрет нежелательных видов деятельности) и дестабилизацию (рассогласование или наруше­ние некоторых автономных форм поведения или деятельности). Констатирующая информация проявляется в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения.

Можно выделить три позиции коммуникатора во время ком­муникативного процесса: открытую (когда коммуникатор от­крыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зре­ния); отстраненную (когда коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не ис­ключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто);закрытую (когда коммуникатор умалчивает о своей точке зре­ния, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее).

В процессе коммуникации осуществляются: взаимное влияние людей друг на друга; обмен различными идеями, интересами, на­строениями, чувствами и т.д. Чтобы описать процесс взаимовлия­ния, недостаточно знать только структуру коммуникативного акта. Необходимо проанализировать также мотивы общающихся, их це­ли, установки и т.п. Для этого следует обратиться к тем знаковым системам, которые включены в речевое общение помимо речи. Яв­ляясь универсальным средством общения, речь приобретает значе­ние только при условии включения ее в систему деятельности. Подобное включение обязательно предполагает употребление дру­гих - неречевых - знаковых систем. При этом речь дополняется не только экспрессивными реакциями поведения, но и его семан­тикой, т.е. смыслом поступков (В.Г.Ананьев). Иначе говоря, пол­нота описания коммуникации требует учета и невербальных средств общения.

2.2 Особенности коммуникативной стороны общения

Говоря об информационной стороне общения, мы, прежде всего, имеем ввиду, обмен различными знаниями, представлениями, чувствами, установками.

Потребность в новых впечатлениях является одной из важнейших человеческих потребностей. Информационный голод, духовную жажду, мы обычно утоляем с помощью других людей.

Это подтвердилось в ходе психологических экспериментов Якова Коломенского. Когда школьники разных возрастов выбирали себе партнеров для различных видов деятельности.

В исследовании выяснилось, что наиболее популярные и занимающие более благоприятное положение в группе людей, как правило, чаще высказываются, имеют большую информированность. Интересный человек – это действительно, прежде всего, источник новой информации, но не любой, а новой для слушателя. Это значит, что необходимо ввести различие двух понятий информированность и информативность.

Информированность – это запас знаний имеющихся у человека. А информативность – это ожидаемая способность личности служить источником информации для другого человека.

Жажда познания, как и жажда общения, предусматривает двухстороннюю совместную деятельность. Однако обмен информацией – это слишком простое, узкое понимание процесса коммуникации. В этом случае процесс коммуникации и обмена информации – это одно и то же.

Общение нельзя рассматривать как простое отправление информации или ее прием, еще и потому, что каждый собеседник стремиться «завоевать» внимание, проявить активность, повлиять на другого.

Информация может быть двух типов: побудительная и констатирующая.

Побудительная информация проявляется в форме приказа, совета или просьбы. Она призвана стимулировать какое то действие.

Констатирующая информация проявляется в форме сообщения, и не предполагает непосредственно изменения поведения.

Для того чтобы обмен информацией состоялся, собеседники должны понимать друг друга, и говорить на одном языке.

Во время разговора каждый участник попеременно является то говорящим – отдающим информацию, то слушателем – принимающим ее. Человек, передающий информацию, называется коммуникатор, а тот, кто информацию принимает, реципиент. Так организуется диалоговое общение.

Итак, отметим, характеристики человеческой коммуникации по Г.М. Андреевой :

1. В коммуникативном процессе происходит не просто движение информации, а активный обмен ею, при котором особую роль играет значимость того или иного сообщения. А это возможно тогда, когда информация не просто принята, но и осмыслена. Это приводит к налаживанию совместной деятельности.

2. Обмен информацией обязательно предполагает психологическое воздействие на партнера в целях изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие.

3. Участники общения должны понимать друг друга «все должны изъясняться на одном языке». Это говорит о коммуникативных барьерах в отношениях признаками, которых могут быть социальные, возрастные, и другие различия, а также психологические особенности каждого человека.

Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса:

1. Открытую – коммуникатор открыто излагает свою точку зрения.

2. Отстраненную – коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально.

3. Закрытую – коммуникатор умалчивает о своей точке зрения.

Передача информации осуществляется двумя способами: словами и жестами – так выделяют вербальную и невербальную коммуникацию.

Речь – это вербальная коммуникация, т.е. процесс общения с помощью языка. Средством вербальной коммуникации являются слова. Речь выполняет две функции:

1. Сигнификативную – возможность произвольно вызывать образы предметов, воспринимать содержание речи.

2. Коммуникативную – речь является средством общения и передачи информации.

Речь бывает письменная и устная. Устная речь делится на монологическую (монолог человека), и диалогическую (диалог с другим человеком). Наиболее разновидным является диалог. Когда два или более человека обмениваются информацией. И то, как, они обмениваются информацией, какие приемы используют для поддержания интереса и внимания, и является внешними особенностями общения человека, проявлением его коммуникативных способностей.

Письменная речь появилась в истории человечества много позднее устной. Она возникла в результате необходимости и потребности общения между людьми находящимися далеко друг от друга и разделенные пространством и временем.

Так же можно выделить внутреннюю речь – размышления и мысли человека про себя. Отличается краткостью, содержанием.

Умение точно выражать свои мысли, умение слушать – составляющая часть коммуникативной стороны общения. Неумелое выражение своих мыслей приводит к неправильному толкованию сказанного. К двум основным методам слушания относятся нерефлексивное и рефлексивное слушание.

Нерефлексивное слушание предполагает минимальное вмешательство в речь собеседника при максимальном сосредоточении на ней. Следовательно, надо научиться внимательно молчать, демонстрируя понимание, доброжелательность и поддержку. Такой прием облегчает для говорящего процесс самовыражения и помогает слушателям лучше понимать смысл высказывания.

Рефлексивное слушание предполагает установление активной обратной связи с говорящим. Оно позволяет устранить преграды, искажение информации в процессе общения, точнее понять смысл, содержание высказывания.

Четыре приема рефлексивного слушания:

1. Выяснение, т.е. уточнение информации.

2. Отражение чувств, т.е. эмоциональная реакция, проявление чувств.

3. Резюмирование, т.е. высказывание, подытоживающие мысли и чувства говорящего.

4. Перефразирование, т.е. формулировка той же мысли иначе.

Такие способы слушания помогают человеку высказывающемуся адаптироваться в данной ситуации и получить необходимые эмоции и так же достигнуть поставленной цели – донести информацию до слушателя.

Так же важной формой общения является невербальная коммуникация. Средствами невербальной коммуникации являются жесты, мимика, интонация, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую, а иногда и усиливающую и заменяющую слова.

Иногда, невербальными средствами общения можно высказать больше и понятнее, нежели вербальными.

Профессиональные психологи могут выделить по невербальным движениям мышц, пластики и мимики лжет человек или нет. А может он что-то скрывает?

Соответствие используемых средств невербальной коммуникации целям и содержанию словесной передачи информации является одним из элементов культуры общения.

А.С. Макаренко подчеркивал, что педагог одно и то же слово должен уметь произносить с множеством различных интонаций, вкладывая в него значения то приказа, то просьбы, то совета. Невербальная коммуникация так же необходима, как и вербальная.

Мы рассмотрели основные особенности коммуникативной стороны общения и выяснили, что без умения правильно передать информацию для слушателя невозможен процесс общения и межличностного взаимодействия. Для этого необходимо не только научиться правильно высказывать свои мысли, учитывая личность слушателя, его особенности и потребности, но и уметь слушать человека, который пытается донести до нас определенную информацию.

И, безусловно, именно в подростковом возрасте, когда на первый план выходит межличностное взаимодействие и общение, когда сильны такие понятия как любовь и дружба, подростку необходимо знать и уметь общаться, тем самым формирую понятие о себе в кругу своих знакомых и друзей.


Действие в системе сознательной деятельности, которое благодаря наличию полного комплекса качеств стало одним из условий выполнения деятельности. 1.6 Условно-речевые упражнения как средство формирования навыков говорения Различается множество видов условно-речевых упражнений (УРУ), которые классифицируются по составу, по установкам и по способу выполнения. Поскольку для...

Заранее заготовленным итогом. Урок-диалог предлагает задачи либо имеющие ряд решений, либо не имеющие решений в принципе. Положительная характеристика использования диалогов на уроках для формирования устноречевых умений и коммуникативной грамотности учащихся: 1) Ученики говорят подавляющую часть урока. Учитель лишь направляет и моделирует различные формы речевого взаимодействия. Все учащиеся...

Музыкальное воспитание в детском саду» и программа В.Девятовой «Звук – волшебник», которые предлагают разнообразные направления в реализации музыкального воспитания. Цель программы: развитие коммуникативных способностей дошкольников средством музыкотерапии. Стратегической линией программы является выстраивание нового типа отношений: - с самим собой; - с окружающими; - расширение способов...

Широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение. 2.2 Особенности применения народных игр для формирования навыков общения детей старшего дошкольного возраста Идеи научного изучения народных игр и их практического применения в воспитании получили обоснование в трудах В.Г. Белинского. Н.А. Добролюбова. Н.Г. Чернышевского и др. ...

Психологические основы доверительного общения.

Общение

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Краткий психологический словарь. М., 1985

Общение бывает двух видов: вербальное общение - использование речи, т.е. значение и смысл слов, и невербальное общение - использование мимики, пантомимики, жестикуляции, визуального контакта, проксемики, пара- и экстралингвистика.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:

1) Коммуникативная сторона общения - обмен информацией между людьми. 2) Интерактивная сторона - организация взаимодействия между людьми. Например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника.

3) Перцептивная сторона общения - процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Границы между этими сторонами условны и могут сливаться и дополнять друг друга.

К средствам общения относятся:

1) Язык - система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, "субъективный" смысл, поэтому мы не всегда правильно понимаем друг друга.

2) Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

3) Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

4) Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.

5) Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

В процедуре общения принято выделять этапы:

1) Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2) Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3) Ориентировка в личности собеседника.

4) Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5) Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

6) Установление контакта.

7) Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

8) Обмен мнениями, идеями, фактами.

9) Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящим не удается добиться ожидаемых результатов общения - оно окажется неэффективным.

Коммуникативная сторона общения

В коммуникативном процессе принято выделять вербальнуюи невербальную коммуникацию.

Вербальная коммуникация общения осуществляется посредством речи. Под речью понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающих два принципа - лексический и синтаксический. Речь является универсальным средством коммуникации, так как при передаче информации с ее помощью передается смысл сообщения. Благодаря речи осуществляется кодирование и декодирование информации. Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации.

Модель коммуникативного процесса Лассуэлла включает пять элементов:

1) Кто? (передает сообщение) - коммуникатор.

2) Что? (передается) - сообщение (текст).

3) Как? (осуществляется передача) - канал.

4) Кому? (направлено сообщение) - аудитория.

5) С каким эффектом? - эффективность.

Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения) , отстраненная (держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).

Невербальная коммуникация включает в себя:

1) Визуальные виды общения - жесты (кинесика), мимика, позы (пантомимика), кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение), пространственно-временная организация общения (проксемика), контакт глазами.

2) Акустическая система - включающая в себя такие аспекты как паралингвистическая система (тембр голоса, диапазон, тональность) и экстралингвистическая система (это включение в речь пауз и других средств, таких как покашливание, смех, плач и др.).

3) Тактильная система (такесика) - прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи).

4) Ольфакторная система - приятные и неприятные запахи окружающей среды, искусственные и естественные запахи человека.

При этом межличностная коммуникация имеет свою принципиальную специфику по сравнению с информационным процессом, например, в кибернетике:

1) Оба партнера коммуникативного акта выступают в роли активных его субъектов, в той или иной мере сориентированных друг на друга.

2) Подобный коммуникативный акт не сводится к простому процессу передачи или обмена информацией, что, с одной стороны, задает познавательную ориентацию активности, а с другой - практически закономерно порождает возникновение психологических барьеров различного типа.

3) Коммуникативная активность может быть реализована лишь с помощью специфических средств межличностного контакта (основные виды - вербальный и невербальный; при этом более 70% объема информации в условиях межличностного контакта человек получает за счет невербального способа общения).

Следует отметить, что в условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер. Такие барьеры возникают в связи с различными знаковыми средствами передачи сообщения. Самым простым примером фонетического барьера является непонимание двух человек, говорящих на разных языках.