История факультета
Биолого-географический факультет функционирует с момента образования Бурят-Монгольского агропединститута (10 февраля 1932 г.) первоначально на базе факультета естествознания с двумя ведущими кафедрами - ботаники и химии. В 1936 г. был сделан первый выпуск учителей-биологов, в 1942 г. открыта кафедра географии. С 1954 по 1956 гг. факультет работал как "биологический", с 1957 по 1992 гг. - "биолого-химический". В 1984 г. на факультете появилась кафедра анатомии и физиологии человека и животных, в 1988 г. создана кафедра географии и открылась новая специальность "География" наряду с "Биологией", Химией", "Медициной". В 1993 г. была образована новая кафедра - экологии.
В 1995 г. на базе БГПИ и БФ НГУ образовался Бурятский государственный университет. В этом же году в рамках факультета открыта кафедра геологии. В 1997 г. от факультета отделился Химический факультет, в 1999 г. - Медицинский. Факультет стал "биолого-географическим".
В 2001-2002 гг. на факультете открываются аспирантура и два диссертационных совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора биологических наук по специальностям "Экология" и Ботаника" и географических наук по специальностям "Геоэкология", "Физическая география, биогеография, география почв, и геохимия ландшафтов", "Экономическая и социальная география". В 2003 г. открывается новая кафедра - землепользования и земельного кадастра с двумя специальностями "Земельный кадастр" и "Городской кадастр". В 2006 г. открыта еще одна специальность "Природопользование".
С 2015 года факультет носит название "Факультет биологии, географии и землепользования".
В настоящее время на факультете 4 кафедры:
- зав. кафедрой ботаники - канд. биол. наук, доц. Татьяна Георгиевна Басхаева;
- зав. кафедрой зоологии и экологии - канд. биол. наук, доц. Лариса Александровна Налетова;
- зав. кафедрой географии и геоэкологии - д-р геогр. наук, проф. Баир Октябрьевич Гомбоев;
- зав. кафедрой землепользования и земельного кадастра - канд. биол. наук, проф. Валерий Никитич Хертуев.
На факультете работает 51 преподаватель, в т.ч. 13 профессоров, докторов наук, 38 кандидатов наук (доцентов и старших преподавателей).
На сегодняшний день на факультете очно обучается 351 студент, из них обучаются по направлению подготовки:
- 06.03.01 Биология - 97 чел.,
- 06.04.01 Биология - 28 чел.,
- 05.03.02 География - 78 чел.,
- 05.04.02 География - 29 чел.,
- 21.03.02 Землеустройство и кадастры - 51 чел.,
- 21.04.02 Землеустройство и кадастры - 28 чел.,
- 21.03.03 Геодезия и дистанционное зондирование - 28 чел.
10 студентов обучается заочно по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Профиль Биология.
Направления бакалавриата:
- Направление подготовки: 05.03.02 География;
- Направление подготовки: 06.03.01 Биология;
- Направление подготовки: 21.03.02 Землеустройство и кадастры;
- Направление подготовки: 21.03.03 Геодезия и дистанционное зондирование;
- Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование. Профиль биология (заочное).
Направления магистратуры:
- Направление подготовки: 05.04.02 География, квалификация;
- Направление подготовки: 06.04.01 Биология, квалификация;
- Направление подготовки: 21.04.02 Землеустройство и кадастры.
Аспирантура
- Направление: 05.06.01 Науки о Земле
- Профиль: 25.00.23 Физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов
- Профиль: 25.00.24 Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география
- Профиль: 25.00.36 Геоэкология (Науки о Земле)
- Направление: 06.06.01 Биологические науки
- Профиль: 03.02.01 Ботаника
- Профиль: 03.02.03 Микробиология
- Профиль: 03.02.08 Экология (в биологии)
- Профиль: 03.02.13 Почвоведение
- Профиль: 03.03.01 Физиология
Малые инновационные предприятия и научные подразделения
- Научный гербарий, заведующий - д-р биол. наук, проф. Намзалов Б.Б.;
- Учебно-опытный лесхоз, руководитель к. г. н. Петелин Сергей Михайлович, в структуре УОЛ - Ботанический сад, руководитель канд. с.-х. наук., проф. РАЕ Батуева Юлия Михайловна;
- Лаборатория молекулярной биологии и биотехнологии, заведующий - канд. биол. наук Лаврентьева Е. В.
Контакты : 670000, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 "а", главный корпус БГУ, телефон: 21-15-93, E-mail:
Многие ученые уже давно пришли к выводу, что Земля - это единый организм, в котором все живые существа взаимосвязаны между собой, и нарушение этих связей приводит к плачевным последствиям для всего человечества.
Как это ни странно, но наша планета еще до конца не изучена, так как она находится в постоянном развитии. Одни виды живых существ исчезают, другие появляются. Поэтому сегодня никого не удивишь специальностями, которые были бы в диковинку еще 100 лет назад. биохимик, микробиолог, генетик, биотехник и другие.
Получить подобное образование можно исключительно на БГУ Минска предоставляет такую возможность всем, кого интересует живая природа и все изменения, которые в ней происходят.
Открытие факультета
Так как биология - это наука, всесторонне изучающая всех живых существ на планете и их взаимодействие друг с другом и окружающей средой, то необходимость в специалистах в этой области стала в СССР приоритетной уже в конце 20-х годов прошлого века. В Белоруссии было принято открыть кафедру естествознания при педагогическом отделении еще в 1922 году, и уже первый набор составил более 150 человек. Так как биология как наука развивалась, появлялись новые специальности, а количество желающих учиться с каждым годом увеличивалось, было принято создать отдельный учебный курс, который и отделился впоследствии в новую кафедру.
Отделение биофака в БГУ Минска открылось в 1931 году и с того времени находится в постоянном развитии, как и наука, которую на нем изучают. Если в 40-е и 60-е годы факультет насчитывал всего 5 кафедр, то к сегодняшнему дню их стало 9, среди которых 4 - это совершенно новые направления в биологии.
Ежегодно на различные специальности биофака БГУ Минска поступает более 450 абитуриентов, а в целом на факультете ежегодно обучается почти 2000 человек.
Популярность кафедры вызвана не только востребованностью специалистов в этой области, но и прекрасно оснащенной обучающей базой, куда входят:
- Зоологический музей.
- Ботанический сад.
- Научно-исследовательская лаборатория.
- Лаборатория вычислительной техники.
- Виварий и гербарий.
Местоположение биофака в Минске
Кафедре биологии пришлось пережить многое вместе с БГУ за советский период. Так, в годы войны она была эвакуирована полным составом на станцию Сходня, где преподаватели и студенты заготавливали лес и помогали чинить железнодорожные пути, а в короткие периоды отдыха продолжали занятия.
После окончания войны им уже пришлось участвовать в восстановлении столицы после бомбежек и возводить новое здание для биофака БГУ. Минск в тот период нуждался в новых специалистах, поэтому, как только стало возможным, студенты опять заполнили аудитории, но долгое время им приходилось «ютиться» в старом двухэтажном здании, которое вовсе не соответствовало научным потребностям отделения.
Сегодня адрес биофака БГУ Минска - улица Курчатова, 10, куда кафедра биологии переехала в 1973 году. Потребность в новом здании назревала долго, так как росло не только количество новых дисциплин, но и студентов. В настоящее время в его корпусе располагаются не только учебные аудитории, но и Зоологический музей, и Ботанический сад, которые приглашают молодежь к себе на работу. Написать о желании сотрудничества можно на адрес: биофак, БГУ, Минск, пр. Независимости, 4.
Как поступить и на какие специальности
На сегодняшний день в на биологический факультет можно поступить на следующие отделения:
- Специальность: «биология», направление - «научно-производственная» и «научно-педагогическая деятельность», специализация - зоология, ботаника, генетика, физиология человека, животных и растений, молекулярная биология.
- Специальность: «биохимия» со специализацией в биохимии лекарственных препаратов и аналитической биохимии.
- Специальность: «микробиология», специализация - «прикладная» и «молекулярная биология».
- Специальность: «биоэкология», специализация - «общая экология».
Чтобы стать студентом и обучаться одной из перечисленных специальностей на биофаке БГУ Минска (отзывы абитуриентов это подтверждают), следует иметь обширные знания в биологии и химии, а также средний балл по итогам ЕГЭ:
- Для поступления на бюджетное отделение - 284 балла.
- На платной основе достаточно 212 проходных баллов.
Обучение длится 5 лет, срок подачи документов на бюджетные отделения с 12 по 17. 07, для заочников - с 12.07 по 04.08. На биофаке БГУ Минска заочного отделения нет только на специальности «биология» в направлении «биотехнология». На всех остальных кафедрах предусмотрено, как очное, так и заочное обучение. Как отмечают в своих отзывах поступившие в университет «везунчики», дополнительные баллы, которые присуждаются за участие и победу в биологических олимпиадах и других учебных конкурсах, помогают опередить конкурентов и обеспечивают место на бюджетном отделении. Узнать, входит ли фамилия абитуриента в списки зачесленных (биофак, БГУ Минск) студентов можно, подъехав в головной корпус университета или позвонив по горячей линии.
Общая экология и преподавание
На этой кафедре готовят не только преподавателей биологии и химии в школах, но и таких узконаправленных специалистов, как «биолог-эколог». Открытие отделения «общей экологии и методики преподавания биологии» произошло в 1974 году уже после того, как биофак БГУ Минска переехал в новое здание.
На сегодняшний день на кафедре работает 10 преподавателей, из которых трое - это доктора и четверо - кандидаты биологических наук. Научные дисциплины, которые изучаются на этом отделении, это:
- общая экология;
- биометрия;
- гидроэкология;
- аграрная экология;
- землеведение;
- природопользование;
- методики преподавания биологии и воспитательской работы.
Кафедра общей экологии и преподавания биологии предоставляет абитуриентам возможность заниматься на очном и заочном отделениях. За годы ее работы было выпущено более 1000 дипломированных высококвалифицированных биологов-экологов. Студенты, окончившие это отделение, с теплотой отзываются о его преподавателях.
Кафедра ботаники
Это отделение было открыто, когда в БГУ Минска биофака еще не было. В 1924 году на базе педагогическом факультета было открыто отделение естествознания, в составе которого были 3 биологических кафедры: ботаники, зоологии и физиологии животных.
Уже в то время обучение студентов не было исключительно теоретическим, так как их подключали к исследовательским работам, проводимыми преподавателями кафедры. Естественно, что отсутствие практической базы сказывалось на масштабе учебного процесса, но именно в то время зародилась и постепенно воплотилась в жизнь идея о создании Зоологического музея и Ботанического сада.
Сегодня основное направление работы кафедры ботаники - это подготовка специалистов, которые занимаются изучением и оценкой состояния произрастающих в Беларуси растений в различных биомах и зонах.
Основные обучающие дисциплины кафедры:
- морфология растений;
- систематизация высших растений;
- растениеводство;
- геоботаника;
- фармакогнозия и другие.
Не так давно филиал кафедры ботаники был открыт при Институте экспериментальной ботаники им. В. Ф. Купревича, что позволило студентам обучаться в современных научных лабораториях, оснащенных новейшим оборудованием. В своих отзывах студенты отмечают, что эта возможность помогла им глубже изучить свою будущую специальность.
Клеточная биология и биоинженерия
Эта кафедра была открыта при БГУ Минска в 1928 году, когда возникла нехватка в работниках, квалифицирующихся в области физиологии растений и их биохимии. С момента основания этим отделением было выпущено почти 1700 специалистов, что говорит о востребованности специалистов, занимающихся разработкой повышения урожайности сельхоз растений, прогнозирующих экологические угрозы и способы их предотвращения.
Среди изучаемых дисциплин:
- физиология растений;
- охрана труда;
- ксенобиология;
- введение в системную биологию и другие.
На кафедре проводится обучение и подготовка специалистов по следующим специальностям:
- Биология (научная деятельность).
- Биология (педагогическая деятельность).
- Биоэкология.
- Биохимия.
- Микробиология.
- Физиология растений.
Выпускники кафедры занимаются преподавательской деятельностью и проводят научные изыскания в заказниках и заповедниках страны. Отзывы и воспоминания у большинства из них о годах учебы на любимом факультете самые приятные.
Кафедра генетики
Генетика - относительно «молодая» наука, но настолько быстро развивающаяся, что научную кафедру, ведущую обучение и научную деятельность в этом направлении открыли в Белорусском государственном университете уже в 1947 году.
Первоначально кафедра вела разработки в направлении изучения генетической особенности алкалоидности люпина, затем, уже в 60-е и 70-е годы, на ней стали готовить специалистов генетиков и цитологов. Наряду с академическим образованием на кафедре осуществляются научные разработки в области молекулярной генетики бактерий.
За все время работы кафедры среди ее выпускников 10 человек стали докторами наук, и более 70 - кандидатами. В настоящее время на этом отделении студенты получают стационарное и заочное образование, также на нем есть магистратура и аспирантура.
Чтобы поступить на кафедру генетики, следует обращаться в приемную комиссию, расположенную в центральном корпусе университета, а не на биофак БГУ Минска. Как доехать до проспекта Независимости, 4? От автовокзала к нему едет маршрутное такси № 1. От центрального корпуса непосредственно к зданию биофака по адресу улица Курчатова, 10 едет автобус № 47 (он идет также от ж/д вокзала).
Отделение биохимии
Изучением химических процессов, протекающих в клетках растений и живых организмов, занимаются биохимики. Эта наука рассматривает не только взаимосвязи и элементы, входящие в их состав, но и наблюдает за механизмом возникновения тех или иных заболеваний с целью их устранения.
Чтобы стать биохимиком, следует поступить на биофак БГУ Минска. Отзывы выпускников говорят о том, что, несмотря на сложность в изучении таких дисциплин, как биохимия, биофизика, биоинженерия и других, сам процесс получения теоретических и практических знаний весьма захватывающий.
Кафедра биохимии была открыта в 1965 году и к сегодняшнему дню на ней появились два новых направления в специализациях: «биохимия лекарственных препаратов» и «аналитическая биохимия». Обучение длится пять лет, а проходной балл для поступления на бюджетное отделение - 316.
Здесь готовят специалистов в таких отраслях, как нанобиотехнология, медицинская биохимия, фармакология и другие.
Наука на биофаке
Этот факультет выделяется на фоне прикладных кафедр тем, что его сотрудники и студенты постоянно находятся в научных изысканиях, благо для этого есть и хорошо оборудованная лаборатория при НИИ, и собственный Ботанический сад, и Нарочанская биостанция, и СНИЛ.
Ежегодно публикуются научные работы и книги, написанные по результатам практических опытов, проводимых совместно педагогами и учащимися. Совсем не трудно попасть в литературные списки биофака БГУ Минска и прослыть человеком с научным складом ума, если серьезно подойти к написанию курсовой или дипломной работы.
Работая в СНИЛ (студенческая научно-исследовательская лаборатория), будущие специалисты по молекулярной биологии проходят подготовку по:
- культивированию микроорганизмов и бактерий,
- молекулярному клонированию,
- секвенированию ДНК,
- конструированию трансгенных организмов.
и многому другому, что впоследствии помогает им найти работу в лучших лабораториях страны или участвовать в международных биологических проектах.
Студенческая жизнь
Но не только обучением и наукой заняты студенты биофака БГУ Минска. Талантливая молодежь с удовольствием участвует в постановках Биотеатра, который успешно работает с 1976 года. Здесь проводят не только студенческие капустники и КВНы, но и ставят спектакли по сценариям, написанным учащимися и педагогами.
Также на факультете работают научные кружки, где студенты делятся своими наработками и обсуждают труды своих ученых коллег.
Не менее активна и спортивная жизнь в университете. Студенты биофака участвуют в соревнованиях по волейболу, настольному теннису, шахматам и другим видам спорта.
В заключение
Факультет биологии БГУ в Минске - это живой организм, огромный мир, в который ежегодно мечтают попасть сотни молодых людей. Вызвано это тем, что выпускники биофака - это успешные в выбранной им отрасли специалисты, что возможно только при наличии отличной материальной базы и качественной методики преподавания.
Поиск своего призвания – дело нелегкое. Может быть потому, что для многих людей это считается прихотью. «Сколько, сколько ты работ поменял? Занимался философией, а теперь кирпичи укладываешь? И какой в этом смысл?»
Найти любимое дело – это значит найти себя. И сделать это навскидку практически невозможно. Но попробовать стоит. По крайней мере, я так считаю.
Здравствуйте. Меня зовут Ксения. Мне 25 лет.
Место рождения – небольшой городок Глубокое, недалеко от границы с Латвией. Тихое, уютное и спокойное место. Родина авиаконструктора Сухого, родоначальника белорусского театра Буйницкого, край, где по преданию Наполеон, отступая из России, закопал в землю свои сокровища. А еще здесь есть тюрьма – по некоторым данным, занимающая второе место по строгости режима во всем СНГ. Вот так-то. Что, впрочем, не мешает здешней молодежи гулять без опаски аж до самого утра.
В школу ─ без проблем
Север Беларуси – место озерное. Во всем, в общем-то небольшом районе, их около 80, а в городе – два. Одно находится в самом центре города, а на его берегу – школа №1, которую я окончила.
Учиться в школе нравилось. То ли в те годы учителя были не настолько завалены бумажной работой, как сегодня, то ли потому, что с детства меня интересовало все подряд – от причины возникновения шаровых молний до вопроса перемещения литосферных плит, но посещения уроков у меня проходили без проблем. Плюс мне очень нравилось читать книги. Когда в свободное время запросто можешь осилить книгу в 300-400 страниц, то прочитать параграф и литературу по домашнему заданию в подлиннике – это дело простое. Кроме того, чтение повышало общую грамотность. Любимыми школьными предметами были – математика (хотя звезд я по ней не хватала), география, химия (опять же, давалась нелегко, но оставалась необыкновенно таинственной наукой вплоть до 11 класса), частично литература, биология (программа старших классов – анатомия, генетика, экология). Неплохо давался и немецкий язык.
Думаю, что мне очень повезло с одноклассниками: некоторые из них были просто незаурядными людьми, с подавляющим большинством было интересно общаться. Почти все учителя классно (и с душой, но без фанатизма) вели свои предметы, что тоже привлекало в школу. Кроме того, значительная часть моей жизни была занята музыкой.
Внешкольные увлечения тоже бывают очень важными
Помимо музыкальной школы, я посещала и эстрадную студию. Выступала много. Какое-то время родители возили меня заниматься вокалом музыкальное училище. Короче, занималась музыкой довольно много. Но в дальнейшем с ней жизнь не связала, о чем жалею до сих пор.
Причины тому были две. Во-первых, меня для дальнейшего обучения вокалом нужно было отпустить учиться в другой город (такая возможность была с класса с 7), на что мои родители не рискнули решиться. Из этого следует вывод № 1: детей нужно с самого детства приучать к самостоятельности, чтобы не бояться их потом отпустить. Сейчас я, имея уже своих детей, понимаю, что это неимоверно сложно, но… Каждый имеет право на свои ошибки.
Во-вторых, я очень стеснялась своей этой внешкольной активности. Из чего следует вывод № 2: вы – это всего лишь вы, не больше и не меньше. И если вы не горите тайным желанием кого-то ни за что убить (утрированно говоря), то все остальное абсолютно неважно.
Выбор направления и подготовка
В результате, к 11 классу, оставив (как я думала, временно) музыкальное направление, я определилась, что меня есть несколько путей дальнейшего продолжения учебы. Варианты были следующие: факультет журналистики, лингвистический университет, как вариант рассматривалось какое-либо направление по химическому профилю. Поступать или нет в университет ─ такого вопроса не стояло. Это как-то просто витало в воздухе: и дома, и в школе, и среди моих знакомых и одноклассников.
Журфак – это была моя маленькая мечта. Мне все было интересно, и мне нравилось собирать информацию из разных источников. Кроме того, работа журналистом по мере собственного профессионального развития подразумевала для меня знакомство с новыми интересными людьми из разных сфер, поездки в новые места. Но… на тот момент не хватило смелости хотя бы попробовать свои силы. Почему-то казалось, что у меня ничего не получится. Как мне кажется сейчас, я тогда ошиблась. И уже годы спустя сделала следующий вывод – в общем-то, тривиальный (вывод № 3): хочешь – попробуй хотя бы раз сейчас, чтобы тысячу раз не жалеть потом.
Лингвистический как-то сразу отпал. Еще в школе были проблемы с учительницей по-немецкому. Вдаваться в подробности не буду, но она даже как-то меня шантажировала, что если я не пойду на олимпиаду, то не получу за четверть «9». Подход, конечно, просто не подлежит обсуждению.
Родители нашли мне каким-то образом репетитора в Минске. Точно не помню, но он был, кажется, заведующим какой-то кафедры в этом же университете. Пару раз съездила к нему на занятия, и поняла – заниматься с ним я не буду. Помимо абсолютно скучных занятий (наверное, это была ошибка родителей ─ нанимать преподавателя вуза), он не внушал мне ну ни капли уважения. В результате, вернувшись из Минска в очередной раз, я заявила родителям уже обдуманный мной по дороге вариант – я иду на биологический в БГУ (Белорусский государственный университет). Заявление произвело эффект разорвавшейся бомбы, так сказать…
В этом варианте мне нравилось следующее: химический уклон (который нравился изначально, но я боялась, что химфак я не потяну), возможность изучать «высшую биологию» (мое собственное обозначение анатомии, экологии и генетики вместе взятых). На мое мнение оказал влияние также весьма уважаемый человек, который уже на этом же факультете. Был и еще фактор. Был уже конец декабря, и до вступительных экзаменов оставалось только полгода. «На крайний случай, разберусь потом», ─ решила я.
Репетитора у меня было два – по химии и биологии. Русский язык без проблем изучался в школе на факультативе, и на тестировании он был сдан без проблем на «9». По поводу репетиторов. По моему мнению, если у вас проблем в школе нет, репетитор по биологии нужен только для натаскивания по решению задач. Сегодняшнее тестирование реально сдать на 7-8 баллов без проблем, занимаясь самому. Примеров решения тестов масса – и в книжном варианте, и в интернете можно найти. Было бы желание. Для меня репетитор по биологии был просто выбрасыванием денег на ветер.
Химия – другое дело. Классный репетитор, после часа занятий с которым ты выходишь, как выжатый лимон, ─ вот с чем мне повезло. И это только ее заслуга ─ моя «9» на экзамене в вузе.
Очень помогли сокращенные (шли в течение 2 недель) курсы при БГУ. Особенно в плане биологии. За несколько занятий в голове был наведен полный порядок, все темы разложены по полочкам.
Экзамены на биологический факультет БГУ
Документы подавала на биологический факультет БГУ (биология, направление «биотехнология» - сказалась любовь к генетике). В 2004 году конкурс там был высоким.
Как уже было сказано выше, проблем с экзаменами не было. Волновалась, конечно, ночами занималась. Понимала, что проходной бал высокий – 26 из 30. Представляла себе олимпиадников, которые позанимали уже, наверное, половину мест.
Но все волнение ─ это нормально. У меня было два морально поддерживающих фактора, помимо общераспространенных (друзья, родители и т.д.). Первое – я уже прониклась все атмосферой предстоящей вступительной кампании на курсах – и она уже не так пугающе на меня действовала, второе ─ мой молодой человек, который учился на тот момент уже в Минске, снял с меня все оргвопросы по поиску аудиторий и т.п., что было тоже важно.
Поступление прошло без проблем. Остаток того лета я проработала у себя в городе, помогая маминой знакомой. В конце лета позвонила своему знакомому с биологического: « Скоро встретимся!». «А ты как рисуешь вообще, хорошо?» ─ прозвучал вопрос, который я не сразу поняла…
Обучение на биофаке БГУ
Учебу на биофаке БГУ вспоминаю добрыми словами. Первым, что поразило меня, было ну просто удивительно уважительное отношение к тебе преподавателей, спокойная атмосфера, очень доброжелательная. Студенты ─ в общей массе своей девушки, процентов 30-40 парней. И все - нормальные, интересные люди. Никакого зазнайства, блата, хамства (для меня это важно). Окружающая обстановка – новое, светлое здание, расположенное за городом возле лесного массива. Птицы с утра поют так, что закачаешься. Впрочем, это, наверное, для тех все просто, кто живет рядом в общаге, а вот для остальных первое время непросто привыкнуть ездить на окраину города каждый день.
Но это мелочи. Главное, что той осенью в будни я каждое утро с нескрываемым удовольствием бодро шагала на пары, где меня ждали новые знания и мои новые приятные знакомые.
О самом биофаке
Сразу оговорюсь, что учеба проходила не только здесь. Мы частенько занимались в недалеко расположенном здании факультета радиофизики, где остались старые лаборатории биофака. Также на первом и втором курсу по полгода раз-два в неделю посещали химический факультет БГУ.
Но свой биофак любили, по-моему, многие. Просторные, чистые, светлые аудитории (1 этаж), лаборатории и учебные кабинеты нескольких кафедр (2,3 и 4 этажи). Новое оборудование, знающие, доброжелательные преподаватели – что еще нужно для отличной учебы?
Ребята, которые на первых 2-х курсах очень хорошо осваивали иностранный язык, как и обещалось, смогли уехать на полгода на стажировку в страны ЕС. Одним из них был мальчик из моей группы.
Обучение – что оно собой представляет
Мой знакомый не зря спросил меня после поступления про то, хорошо ли я рисую. Хотя важно не то, что ты хорошо рисуешь. Рисовать ты будешь. Первые два курса – общеобразовательные, как и везде. Изучаются различные отделы растительного и животного мира, и также высшая математика, философия, языки (в том числе латынь) и др. Основной упор – на занятия по основным предметам, где новоиспеченные студенты с помощью преподавателя изучают препараты живых объектов. А нужно, и вскрывают их (да-да, режут). А потом зарисовывают. В биологической науке это часть будущих отчетов. Второй курс – это выбор специализации. Кафедры – анатомия и физиология человека и животных, кафедра биохимии, кафедра генетики, кафедра физиологии растений, кафедра микробиологии…
С выбором кафедры, где ты будешь заниматься своей первой научной работой, нужно определиться в конце второго курса. На решение даётся месяц. К слову, некоторые мои однокурсники посещали кафедры еще с первого курса. Для этого нужно было всего-то подойти на кафедру и найти себе научного руководителя, который готов с вами, такими зелеными, поработать. Но поскольку преподаватели на биофаке – люди в большинстве своем душевные, неконфликтные (правда, строгие), то проблем с ранним началом своей научной карьеры, на сколько я знаю, не возникало ни у кого. Первое, к чему нужно быть готовым, - это изучение литературы. В большом количестве.
Ну и после такого исторического решения – выбора кафедры – весь биофак на лето уезжает… гулять. Да-да, вы не ослышались. Прямо с преподавателями.
Дело в том, что как на всех факультетах естественно научного плана, на биофаке предусмотрена летняя практика. И если на первом курсе она мирно протекает в аудиториях над определителями и с микроскопом, включая нередкие экскурсии за материалом для гербария или коллекции насекомых, то на втором проводится на летней базе в г. Воложин.
На целых две недели есть возможность уехать с друзьями-однокурсниками на природу. База находится за городом, рядом есть речка, т.е. купаться можно в любое время суток. Никакого комендантского часа, разумеется, нет. Но если у вас на 5 утра назначена экскурсия, где придется оттопать километров 6, а то и больше, то разумнее будет лечь не в 2 часа ночи.
Конечно, не стоит забывать об учебе. Протекает она и здесь очень активно. Изучение местной фауны, экосистемы леса ─ вот что вам предстоит.
С третьего курса начинается «истинная» учеба. Предметы становятся более узкоспециализированными, появляются специфические курсы. Селекция продуцентов, например. Начинается активное изучение генома бактерий и его особенностей ─ последовательностей, различных способов регуляции продукции биологически активных веществ.
По опыту могу сказать, что 3 курс ─ самый сложный. Основная масса студентов из нашей группы вылетела именно на нем. В отличие от первых двух курсов, где учеба не отнимает так уж много времени (у меня уходило в среднем 2-3, редко 4 часа в день на подготовку), на 3 учиться нужно практически круглосуточно. А еще обязательно посещать лекции. Проблема не только в том, что нужно освоить большой объем ранее не встречаемой информации. Большинство биотехнологических исследований, их история и результаты не переведены на русский язык. Учебников, как таковых, где была бы дана нужная информация, попросту нет. Это значит, что интернет и библиотека не смогут вам помочь, если вы что-то не поймете на лекции.
Очень хорошо помню картину с 3 курса. Я сижу на кровати и учу, через день коллоквиум. На коленях конспект, и вся кровать в раскрытых книгах. Особенно нравилась одна, с лист формата А4, объемом 400-500 страниц, принадлежащая перу зарубежных авторов. Большая, но очень нужная…
На 3 курсе продолжается изучение биотехнологий, биологически активных веществ, принципов работы с микроорганизмами и каллусными культурами, особенностей генома. Тогда же появляется новый предмет, который продолжается до 5 курса. Называется «спецпрактикум по специализации». На нем изучаются узкоспециализированные методики на кафедре, которую вы себе выбрали. Например, изучается содержание ферментов в печени крыс, их активность. К слову, для проведения экспериментов ─ увы и ах ─ используют животных (надо же на чем-то учится). Обычно это крысы. Их обезглавливают (не волнуйтесь, делать это вас никто не заставит), препарируют, измельчают нужный материал (например, ту же печень) и исследуют. Не очень приятно, но необходимо. И к этому быстро привыкаешь.
Основная учеба после 3 курса переходит в лабораторию, где студенты занимаются и в свободное от учебы время. Там же параллельно и общаются. Идет подготовка к курсовым (на 3 и 4 курсе они сдаются в 2 частях ─ теоретической и практической).
Такой расслабленно-сосредоточенный темп сохраняется до конца 5 курса. Обычно последние полгода занятий уже никаких нет.
И еще: в конце 4 курса появляется возможность сдать экзамен по химии для получения соответствующей специальности в диплом. Очень советую, если ваши дальнейшие планы после университета будут связаны с работой в лаборатории крупного промышленного предприятия.
В целом, образование на биофаке дается хорошее тому, что хочет его получить. Предпосылки есть все. Другое дело – работа. Еще с курса 3 нам преподаватели открыто сказали, что они «растят из нас специалистов широкого профиля». И хоть направление «биотехнология» в университете есть уже несколько лет, но первое биотехнологическое предприятие в Беларусь открылось только в 2010 году. Основная масса студентов распределяется работать в лаборатории промышленных предприятий, где все делается по старинке и те знания, которые ты получил, практически не нужны. Думаю, через лет 10 ситуация поменяется. Но пока рано о чем-то говорить.
По моему глубокому убеждению, если вы хотите посвятить свою жизнь науке или после окончания университета решили пойти работать в лабораторию, то биофак – это то, что вам нужно.
Учеба в БГУ и моя жизнь: параллели
Как вы, наверное, поняли, учиться мне очень нравилось. Это был новый, таинственный, высокотехнологичный мир нового развивающегося в мире направления.
С третьего курса я заинтересовалась изучением полезных свойств растений, точнее, их противомикробного действия. Похожая работа была и у еще одной девушки из моей группы, и мы работали вместе. У нас была единственная дипломная работа на стуке двух кафедр (биохимия ─ микробиология), т.е. общие практические навыки давались так, что любой студент с кафедры биохимии, например, хорошо владел навыками работы с бактериальными культурами (как было в нашем случае) и каллусами. Работа была творческой. Поскольку мы выбирали тему сами, то и отдача была соответствующей. Получали колоссальное удовольствие! Кстати, результат исследования был положительный.
После окончания вуза эта девушка (она теперь моя близкая подруга) пошла работать по специальности, а я ─ нет. Главной причиной тому, наверное, было то, что после 3 «боевого» курса я вышла замуж. Приоритеты несколько сместились, плюс после окончания нужно было ехать по распределению с мужем (его распределили раньше меня) в небольшой городок Смолевичи, где на тот момент не было работы по моей специальности. Работа была только в школе учителем.
Чуть позже мы перебрались в другой город, где я работала вначале в лаборатории качества в местном центре эпидемиологии, а затем в ЖЭСе – инженером-экологом. Но ни одна, ни вторая работа не были для меня интересны. Статичность, изо дня в день повторяемые действия, постоянная отчетность ─ это не для меня. Поэтому мне кажется, что я не зря не пошла работать по специальности. Во-первых, я теоретик и с практикой мне тяжело не смотря на то, что практическими навыками я владею отлично. Во-вторых, я не переношу однообразия. Работа по моей специальности, где можно получать более или менее нормальную зарплату (500-700 дол.) – это работа, грубо говоря, на заводе. Однообразная и неинтересная. Работа в исследовательских институтах это другое дело. Но… Здесь уже пришлось выбрать между семьей и работой. Она в данном случае требует определенной самоотдачи. И времени.
Поэтому с недавних пор я с удовольствием сижу в декрете. И ищу ее. Свою любимую работу. И, кажется, уже начинаю ее находить.
Еще на биофаке, помимо увлечения фармакогнозией, меня привлекло еще одно направление ─ анатомия и биохимия человека. Мне доставляет удовольствие писать статьи о медицине, где зачастую требуются узкоспециализированные знания. Уже появилось предположение, что это и будет мой основной источник дохода после выхода из декрета. Что ж, посмотрим.
Могу сказать одно. Те мои знакомые и друзья, которые искали свое призвание, поменяв при этом не одно место работы, в результате его нашли. Пусть и не всегда они шли верной дорогой.
Декан
доктор биологических наук, профессор,
Почетный работник высшего профессионального образования РФ
Башкатов Сергей Александрович
Биологический факультет БашГУ является одним из ведущих учебно-научных центров Российской Федерации в области биологии, экологии и биотехнологии. Его профессорско-преподавательский состав обеспечивает подготовку высококвалифицированных кадров для научных и научно-производственных предприятий биологического, медицинского и сельскохозяйственного профилей. Выпускники также востребованы в государственных органах управления и контроля (Государственная служба санитарно-эпидемиологического надзора, Государственный комитет по экологии и рациональному природопользованию, другие государственные и общественные природоохранные организации), в экспертных лабораториях.
лаборатория репродуктивной биологии и клонирования растений,
лаборатория молекулярной биотехнологии,
лаборатория ПЦР-диагностики,
лаборатория оценки безопасности современных материалов и технологий,
лаборатория электроэнцефалографии и полиграфии,
На биологическом факультете сложились крупные научные школы в области ботаники, физиологии и биохимии растений, анатомии и физиологии человека, генетики и фундаментальной медицины. На факультете функционирует Диссертационный совет Д 212.013.11 по защите кандидатских и докторских диссертаций по специальностям 03.02.01 - ботаника, 03.01.05 - физиология и биохимия растений.
Выпускники биологического факультета трудоустраиваются в различных научных и производственных учреждениях и предприятиях, в государственных природоохранных структурах, специализированных лабораториях министерств здравоохранения, внутренних дел, сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, осуществляют преподавательскую деятельность в учебных заведениях. Биологи, экологи и биотехнологи востребованы также как специалисты на предприятиях малого и среднего бизнеса, занимающихся животноводством, цветоводством, рыбоводством, фитодизайном, агробизнесом и др.
Многие выпускники биологического факультета выбирают преподавательскую деятельность. Они успешно преподают биологические дисциплины в вузах, школах и колледжах Уфы и РБ, а также в других регионах РФ и за рубежом.
Учебная работа
Обучение на биологическом факультете включает освоение студентами гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин. Студенты последовательно изучают философию, историю, политологию, этику, культурологию, основы права, психологию; ботанику, зоологию, биохимию, биотехнологию, анатомию, физиологию, биофизику, иммунологию, экологию и др.
Большое значение для формирования специалистов в области биологии имеют также учебные и учебно-производственные практики, за время прохождения которых студенты совершенствуются в применении научных методов, выполняют экспериментальные полевые и лабораторные исследования. Эти исследования проводятся в научных центрах г. Уфа и городов республики. При необходимости студенты направляются для прохождения практики в другие учебные заведения и научно-исследовательские институты РФ.
Биологический факультет осуществляет обучение по направлениям и специальности:
Направление: 06.03.01 «Биология » (бакалавриат)