Вязание спицами

Зарплатная комиссия объяснительная. Заработная плата ниже среднеотраслевого уровня? письмо из ифнс

Зарплатная комиссия объяснительная. Заработная плата ниже среднеотраслевого уровня? письмо из ифнс

Месячная заработная плата работника, который полностью отработал за этот период норму рабочего времени и выполнил нормы труда, должна быть не ниже минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 133 ТК РФ). Федеральный МРОТ с 01.05.2018 составляет 11 163 рубля (Федеральный закон от 07.03.2018 № 41-ФЗ ).

А в субъектах РФ, где принят региональный МРОТ, работодатели должны ориентироваться не на федеральный МРОТ, а на минималку соответствующего региона (ст. 133.1 ТК РФ). К слову, в Москве с 01.10.2017 она составляет 18 742 рубля (Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей, заключено 15.12.2015, Постановление Правительства Москвы от 12.09.2017 № 663-ПП ).

В общем случае выплата заработной платы в меньших размерах - не только нарушение трудового законодательства, но и дополнительное основание для повышенного интереса к такому работодателю со стороны налоговой инспекции. Вполне вероятно, ИФНС запросит у вас пояснения о низком уровне заработной платы. Как их составить, расскажем в нашей консультации.

Низкий уровень заработной платы? Пояснения в налоговую!

Выплата низкой заработной платы обычно наводит инспекцию на мысль о том, что работодатель, пытаясь избежать уплаты НДФЛ и взносов, использует серые схемы выплаты зарплаты. Для проверки таких обстоятельств работодателя могут вызвать на , запросив к встрече подготовить пояснения о низкой заработной плате. При этом интересовать налоговиков может выплата зарплаты не только ниже МРОТ, но и ниже среднеотраслевых показателей. Повышенный интерес может вызвать даже падение уровня заработной платы по сравнению с прошлыми периодами.

Пояснения по низкой заработной плате: образец

Пояснения в ИФНС по низкой заработной плате составляются в произвольной форме. Конечно, если работодатель нарушает трудовое законодательство, обосновать это вряд ли удастся. Но ведь зарплата ниже МРОТ может выплачиваться и на законных основаниях. Например, когда работник трудится неполный рабочий день. Это и нужно будет указать в пояснениях.

Пояснения по заработной плате ниже среднеотраслевых значений можно обосновать особенными условиями, в которых работодатель ведет свою деятельность. Например, дефицит сырья и снижении производства, падение спроса или увеличение конкуренции. Помочь могут любые доводы, которые действительно связаны со снижением заработной платы. При необходимости к пояснениям можно приложить документы, подтверждающие сделанные выводы. Например, штатное расписание, подтверждающее работу на полставки, или приказ, обосновывающий снижение величины премий.

Пояснения должны быть направлены в срок, указанный в запросе. Хотя если запрос налогоплательщику был направлен в виде информационного письма, ответственность за неподачу пояснений НК РФ все равно не предусматривает.

Приведем для пояснений о предполагаемом занижении заработной платы образец заполнения.

По информации налоговиков, зарплатные комиссии дают необходимый инспекторам эффект * . А именно: налоговые поступления от большинства компаний, вызванных на ковер, увеличились. Тем более что сейчас налоговики сравнивают уровень зарплаты компаний не с МРОТ или прожиточным минимумом, а с более высоким среднеотраслевым уровнем. В то же время некоторые компании не поднимают уровень зарплаты, и при этом у комиссии их действия претензий не вызывают. Как именно необходимо действовать, какие объяснения привести, чтобы налоговики сочли их приемлемыми, рассказал на посвященном «серой» зарплате и зарплатным комиссиям семинаре Антон Сляднев, заместитель руководителя отдела налогового права и консалтинга компании «Интелис», к. ю. н.

ЗАКОННЫЙ МИНИМУМ

В начале семинара лектор напомнил, что налоговики основывают свою деятельность на приказах и распоряжениях ФНС России. Но при этом в Трудовом кодексе нет указания на такой регулятор трудовых отношений, как зарплатная комиссия. То есть никакой юридической силы сами комиссии, равно как и их требования, не имеют.

Требования повысить зарплату до среднеотраслевого уровня тоже незаконны. ТК РФ (ст. 133) уже установил положение о минимальном размере оплаты труда в РФ. Трудовой кодекс допускает повышение минимального размера в конкретном субъекте, но лишь на определенных условиях. Во-первых, уровень должен быть единым по всем отраслям. Во-вторых, минимальный размер устанавливается специальной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта РФ (а не зарплатной комиссией).

Таким образом, закон в общем случае требует от работодателя платить минимально 2300 руб. за полностью отработанный месяц (ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ).

Если в субъекте прошли заседания трехсторонних комиссий, МРОТ может быть больше (например, в Москве 6100 руб., установлен Московским трехсторонним соглашением на 2007 год от 12.12.06). Более того, закон предоставляет компании возможность отказаться от необходимости выплачивать повышенную зарплату. Для этого достаточно написать письменный мотивированный отказ присоединиться к соглашению в федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ст. 48 ТК РФ).

Особо лектор подчеркнул: ответственности за выплату зарплаты ниже среднеотраслевого уровня в законодательстве нет. Конечно, если компания сочтет необходимым, она может и посетить зарплатную комиссию. И при этом даже в рамках самой комиссии можно привести объективные доводы в пользу небольшой зарплаты.

ПРИЕМЛЕМЫЕ ОБЪЯСНЕНИЯ

Антон Сляднев пояснил, что все возражения лучше подготовить заранее. Находясь на комиссии, придумать логичное объяснение сложно, поскольку все ее члены ждут лишь одного - согласия с претензиями и приказа о повышении зарплаты. Итак, какие доводы принимаются во внимание на комиссии?

Во-первых, налоговики, указывая на низкий уровень оплаты труда в конкретной компании, ссылаются на среднеотраслевые данные местного органа статистики. По мнению лектора, компания вполне может указать, что эти данные как минимум некорректны. Они включают в себя информацию как о зарплате крупных компаний (или их «дочек»), так и средних и малых. Соответственно их данные несопоставимы. Поэтому небольшой компании довести зарплату до среднеотраслевого уровня сложно.

Во-вторых, месячные оклады могут быть установлены выше уровня, который требует комиссия. Однако график работы сотрудников компании установлен таким образом, что сотрудник не вырабатывает норму (40 часов в неделю, ст. 91 ТК РФ). Таким образом, если для сотрудников установлен сменный график или неполный рабочий день или часть работников принята по совместительству, то среднеотраслевой уровень зарплаты компания не сможет выплачивать.

В-третьих, состав работников может отличаться. Например, в компании много неквалифицированных работников. Естественно, что средний уровень зарплаты по всем сотрудникам будет небольшой. Однако в разрезе по должностям оклады могут быть на должном уровне. Конечно, в этом случае необходимо представить на комиссию штатное расписание, подтверждающее такой довод.

В-четвертых, зарплата на самом деле может быть на уровне среднеотраслевой. Просто в отчетности был указан ошибочный ОКВЭД. Лектор пояснил, что зарплатная комиссия сверяет данные по отраслям, основываясь на том коде ОКВЭД, который указан в отчетности. Этот код не всегда соответствует истинной деятельности компании. Обычно так бывает, когда приобретают готовую фирму. Кроме того, компания может заниматься несколькими видами деятельности.

Поэтому лучше сразу на комиссии пояснить основной код ОКВЭД и указать количество работников, занятых этой деятельностью. В-пятых, можно сослаться и на банальную ошибку в отчетности. Что на самом деле оклады другие и компания планирует подать уточненные декларации с правильными данными.

Правда, присутствующие на семинаре этот довод отвергли. По мнению слушателей, его можно использовать, если действительно допущена ошибка. Намеренно ее допускать никто не будет. Кроме того, в течение периода начислялась зарплата определенного уровня. Если подать исправленную декларацию, потребуется исправлять и весь учет. А это большой объем работы. Тем более что в этом случае все равно придется увеличивать зарплату, да еще и задним числом. Поэтому, по мнению участников семинара, лучше обойтись без ухищрений и просто принести на комиссию приказ о повышении зарплат с текущего момента. В-шестых, комиссии достаточно услышать про планы повышения зарплат. То есть можно представить план поэтапного повышения, но на самом деле этот план не выполнять. Ответственности за такую уловку нет, пояснил лектор.

Кроме того, есть и просто логические доводы. Однако, как отметил ведущий семинара, лишь на их основе защититься не получится. Во-первых, в определенной местности даже в пределах одного субъекта уровень зарплат может отличаться. Так, группа компаний одной отрасли, находящихся в одной местности, может установить примерно одинаковые оклады своим работникам. Во-вторых, даже математически зарплаты у каких-то компаний должны быть ниже среднего. Значит, всегда будут как лидеры, так и аутсайдеры. Этот довод можно использовать, если уровень оплаты труда в компании отклоняется от среднеотраслевого лишь на 10-15 процентов.

Также лектор привел и доводы, не действующие на комиссии: «в настоящее время у нас убытки, мы не можем повысить зарплату»; «наша низкая зарплата связана с маленькой наценкой»; «мы считаем, что наша зарплата соответствует уровню». Эти доводы настраивают комиссию негативно. По мнению контролеров, если у компании убытки и низкая наценка, возникает вопрос, зачем ей вообще заниматься бизнесом. Конечно, компания может работать в убыток на стартовом этапе. Но тогда нужен бизнес-план, объясняющий, через какое время компания выйдет на уровень безубыточности и прибыльности.

ОПАСНЫЕ И БЕЗОПАСНЫЕ СХЕМЫ ВЫПЛАТЫ ЗАРПЛАТЫ

В то же время Антон Сляднев напомнил, что главная причина, по которой компании показывают низкую зарплату, - высокий уровень ее налогообложения. И фактически выплачивают зарплату с использованием незаконных схем - «конвертной» (выплата неучтенных денег) и «страховой» (выплата не зарплаты, а страховых выплат).

Также лектор отнес к очень опасным схему аустаффинга (вывод персонала в компанию, находящуюся на спецрежиме, и его дальнейшая «аренда») ** . По мнению Антона Сляднева, налоговики уже научились раскручивать эти схемы и доказывать их незаконность. Налажен порядок взаимоотношений с органами МВД, банками и трудовыми инспекциями по обмену информацией и совместным проверкам.

Вместе с тем лектор привел схемы налогосберегающих выплат, которые, по его мнению, вполне законны, безопасны и не привлекут внимания налоговиков.

Во-первых, по мнению Антона Сляднева, можно заключить договор подряда вместо трудового договора. С помощью этой схемы компания экономит на взносах в ФСС.

Во-вторых, можно часть работников зарегистрировать в качестве индивидуальных предпринимателей на спецрежиме. Например, при использовании «упрощенки» с объектом налогообложения «доходы» зарплата сотрудника облагается единым налогом по ставке 6 процентов. В-третьих, можно часть выплат производить за счет чистой прибыли.

Здесь присутствующие на семинаре отметили, что сегодня выплаты за счет чистой прибыли не дают экономии. Более того, выгоднее, наоборот, увеличить зарплату, чем выплачивать часть доходов из чистой прибыли.

В-четвертых, зарплату можно выплачивать с помощью различного рода компенсаций и премий. Но при этом лектор подчеркнул, что к компенсациям у налоговиков повышенное внимание. Поскольку это единственные выплаты сотрудникам, не облагаемые ЕСН, но учитываемые при налогообложении прибыли.

Между тем мы хотим предупредить, что перечисленные выше и рекомендуемые лектором способы экономии известны налоговикам

*** . Причем в «дсп»-документах инспекторы их прямо называют схемами минимизации налогообложения. Поэтому применять их на практике лучше с осторожностью, уделяя особое внимание не только документальному подтверждению, но и подтверждению деловой цели сделки и разъяснениям сути схемы ее участникам (зачастую именно пояснения непосвященных участников дают возможность проверяющим доказать незаконность такой работы).

Самой безопасной лектор назвал «дивидендную» схему (как модификацию схемы «совета директоров» ****). То есть группа высокооплачиваемых сотрудников учреждает новую вспомогательную компанию (и переходит туда работать), находящуюся на «упрощенке» с объектом налогообложения «доходы». Новая компания оказывает услуги управления старой и получает за это деньги. При этом ни один из работников новой компании зарплату не получает, а лишь участвует в распределении дивидендов. В результате доходы сотрудников облагаются налогом по ставке 14,46 процента (100 - ((100 - 100 ((6%) - (100 - 100 (6%) (9%)). По сути, налоговая ставка близка к обычному НДФЛ (13%).

Антон Сляднев обратил внимание на тонкости внедрения этой схемы. Во-первых, ее нельзя выполнять с простыми работниками, поскольку они часто меняются. Кроме того, новая компания должна оказывать такие же услуги и другим компаниям (они могут быть скрыто аффилированными). Это требуется, чтобы учреждение вспомогательной компании имело деловую цель и не вызвало ненужных подозрений инспекторов. То есть цена содержания схемы может быть существенна.

Отметим и другие минусы этого способа ***** . Во-первых, при ежемесячном получении дивидендов вероятность переквалификации дивидендов в зарплату возрастает. То есть частота получения доходов сокращается как минимум до одного раза в квартал. Во-вторых, при передаче управления третьей компании налоговики требуют подтверждения эффективности сделки (увеличения прибыли, выручки). В-третьих, сами услуги по управлению необходимо детально расшифровывать.

* Подробнее о том, кого вызывают на зарплатные комиссии и по каким критериям, читайте в статье «Как будут вычислять претендентов на зарплатные комиссии» в «ПНП» № 6, 2007

«В Трудовом кодексе нет указания на такой регулятор трудовых отношений, как зарплатная комиссия»

** Подробнее об использовании договора аутстаффинга, нюансах его использования и о том, как защититься от претензий налоговиков к нему, читайте в статьях «Налоговая экономия за счет вывода персонала: как не допустить ошибку» в «ПНП» № 2, 2006 «Как защитить аутстаффинг от налоговых претензий» в «ПНП» № 4, 2007 «Дробление и аутстаффинг признаны уголовной оптимизацией» в «ПНП» № 12 «Новая практика: аутстаффинг с "упрощенцами" можно защитить» «Ответственность за выплату зарплаты ниже среднеотраслевого уровня в законодательстве не установлена»

*** Подробнее о возможностях экономии с помощью управляющей компании, а также как можно отстоять расходы на управляющую компанию, читайте в статье «Как защитить налоговые расходы на управление компанией» в «ПНП» № 3, 2006

**** Подробнее о том, как налоговики доказывают эти и другие схемы, читайте в статье «Единый соцналог: шесть опасных схем, известных налоговикам» в «ПНП» № 2, 2007

***** Подробнее о схеме с советом директоров и о том, как ее защитить, читайте в статье «Вознаграждения совету директоров - зона налоговых рисков» в «ПНП» № 7, 2007 Самой безопасной лектор назвал «дивидендную» схему

Из материала вы узнаете, кого обычно вызывают на налоговые комиссии (убыточные, зарплатные, по НДС и пр.); что отвечать инспекторам, и чем рискует генеральный директор, отказавшийся явиться в ИФНС.

Комиссии по легализации налоговой базы или, проще говоря, налоговые комиссии, – это особая форма налогового контроля, которая широко применяется уже более пяти лет. Что самое интересное - ни порядок проведения, ни ответственность налогоплательщика за отказ явиться на комиссию в законодательстве никак не обозначены (есть только разъяснительные письма ФНС, адресованные самим инспекторам).

Некоторые критерии отбора на налоговые комиссии совпадают с теми, что налоговики используют для планирования выездных проверок. При этом на комиссии попадают и организации, по которым пока выездную проверку проводить нецелесообразно, так как нет стопроцентной уверенности в эффективности ревизии (но уже ясно, что нарушения имеются).

Рассмотрим, какие комиссии бывают, кого на них приглашают, и как себя вести с инспекторами.

Критерии отбора на налоговые комиссии

В большинстве случаев налоговики отбирают кандидатов на комиссии по основным критериям: убытки, низкие зарплаты, большие вычеты НДС, низкая налоговая нагрузка и т. д. Все критерии перечислены в письме ФНС от 17.07.13 № АС-4-2/12722 .

Считается, что на налоговую комиссию инспекторы вызывают с целью выяснить причины отклонений от «нормы». Однако, как показывает практика, ИФНС не ставит задачу получить от налогоплательщика внятные пояснения, разобраться в ситуации. Главная задача – убедить компанию начать платить больше налогов и откорректировать прошлые периоды до «нормального» уровня.

Как бы там ни было, бояться комиссий не стоит.

Уведомление о вызове на комиссию

Убыточные комиссии

Кого вызывают. На налоговые комиссии приглашаются компании, которые показали убыток в декларации по налогу на прибыль – для дачи пояснений по какой причине возникли убытки. Причем сумма убытка значения не имеет – для инспекторов важен сам факт его наличия.

Впрочем, сами причины убыточности инспекторов мало волнуют. Их больше тревожит вопрос - когда будет подана уточненная декларация и доплачен налог на прибыль. Тем не менее, компании стоит подготовить вразумительные пояснения. Не исключено, что вашему инспектору они покажутся убедительными.

Что ответить инспекторам. Итак, к заседанию налоговой комиссии лучше подготовить письменные пояснения причин возникновения убытков. Для начала стоит написать, что в декларации противоречий нет, а убыток обоснован. И далее назвать причины образования убытка.

Есть несколько аргументов, которые могут убедить инспекторов:

  • Убыточность всей отрасли.
  • Данные о состоянии дел в своей отрасли можно найти на сайте Мосгорстата (см. Доклады о социально-экономическом положении в Москве за соответствующий период).
  • Убытки только по отдельным видам деятельности компании (которые перекрывают прибыльность остальных).
  • Рост закупочных цен (например, у вас импортное сырье); нестабильность курса валют.
  • Снижение покупательской способности и, как следствие, - снижение продаж.
  • Открытие нового направления бизнеса, по которому отдача ожидается в лишь будущем (в этом случае налоговики могут попросить бизнес-план или прогноз о том, когда компания выйдет на прибыль).
  • Отказы покупателей от товара.

Компания, которая не явилась на комиссию либо не привела убедительных аргументов в обоснование полученных убытков, рискует попасть в план выездных проверок налоговиков. Особенно, если убытки показаны в ее годовой отчетности по налогу на прибыль.

Из нашей практики:
«Одного из наших клиентов вызвали на убыточную налоговую комиссию. Мы письменно обосновали свою позицию. Инспектор ее принял, но потребовал также обосновать, как компания проявляла должную осмотрительность при работе с недобросовестными контрагентами. Мы подготовили письменный ответ (см. Приложение ниже), и инспекцию он устроил».

Зарплатные комиссии

За какую зарплату вас вызовут в налоговую и что потребуют? Распространено заблуждение, что на зарплатные комиссии попадают только те компании, чьи сотрудники получают меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ), принятого для данного региона. Не рискуем говорить про всю Россию, но в Москве очень часто на зарплатные комиссии вызывают работодателей, которые платят зарплату в размере МРОТ или даже несколько больше. Инспекторы попросту не верят, что сотрудники столичной компании могут зарабатывать по 17-20 тыс. рублей (в Москве МРОТ с 1 июня 2015 года составляет 16 500 руб.). Теперь они ориентируются на среднеотраслевые зарплаты (эти данные регулярно публикуются на сайте Мосгорстата в разделе «Публикации» > Официальные статистические публикации ТОГС).

Приглашение на зарплатную комиссию могут получить компании, которые:

  • Выплачивают зарплату ниже среднеотраслевого уровня в регионе;
  • Имеют задолженность по перечислению НДФЛ;
  • Снизили поступления НДФЛ относительно предыдущего налогового периода более чем на 10%.

Что ответить инспекторам. На заседание комиссии инспекторы просят захватить копии штатного расписания за интересующие их годы, а также цифры по средней численности сотрудников и средней заработной плате на сотрудника.

Как обосновать низкие зарплаты:

  • Неполная занятость (в данном случае, помимо штатного расписания, стоит захватить на комиссию приказ о введении сокращенного графика).
  • Основной штат сотрудников находится в регионах с более низкой оплатой труда

Компания, которая не явилась на комиссию, не представила убедительных доводов в обоснование низких зарплат, либо пообещала повысить оклады, но так этого и не сделала, может оказаться в плане выездных проверок.

Из нашей практики:
«Клиента вызвали на зарплатную комиссию. Мы подготовили копии штатных расписаний за три года, сделали расчет средней численности сотрудников и размера заработной платы по годам, а также дали письменные пояснения. В них мы сделали упор на то, что в связи со сложной экономической обстановкой в стране, большой конкуренцией в сфере деятельности, компании не удалось сохранить прежний уровень заказов. А общехозяйственные расходы при этом выросли значительно. В свете этих обстоятельств у компании не только не было возможности повысить зарплату, но и с целью экономии и формирования более выгодных цен на свои услуги пришлось привлекать персонал в регионах. В целом же средний уровень зарплат в компании соответствует уровням МРОТ по регионам».

Существуют и другие основания для приглашения на комиссию по НДС, а именно:

  • Компания заявила НДС к возмещению
  • Компания не отвечает письменно на запросы (например, игнорирует просьбу пояснить расхождение между вычетами и реализацией у поставщиков).
  • Контрагенты компании обладают признаками «однодневок».

Что ответить инспекторам. Существуют объективные причины больших вычетов по НДС:

  • Много товара закупили, но не продали, т.е. можно ссылаться на значительные закупки товаров в одном из налоговых периодов, наличие значительного накопленного НДС за предыдущие налоговые периоды и т. п. (правда, сейчас появилась возможность «размазывать» вычеты по периодам, и не заявлять в одном периоде много вычетов – это помогает избежать комиссии).
  • Специфика деятельности компании. Например, организация закупает товары с более высокой ставкой НДС, а продает с более низкой.

Компаниям, которые хотят возместить налог, на комиссии придется доказывать, что поставщик был проверен на добросовестность еще до заключения сделки, сама сделка реальна. Тут пригодится выписка из ЕГРЮЛ, «первичка» на закупку и доставку товара.

Поскольку в глазах налоговиков НДС – это самый «криминальный» налог, инспекторы долго разбираться не будут – могут банально отказать в возмещении.

Налоговая комиссия по недоимке

Кого вызывают. Тем, кто стал неплательщиком впервые, инспекторы могут сначала позвонить и попросить письменных объяснений. Если реакции не последует, руководителя компании вызовут для личной беседы в ИФНС и даже в налоговое Управление (все зависит от величины долга). Таким образом, на налоговые комиссии по недоимке чаще всего вызывают хронических неплательщиков, которые игнорируют требования налоговиков.

Что ответить инспекторам. Как правило, долги компании поясняют трудным финансовым положением, которое, в частности, объясняется большой задолженностью контрагентов по выполненным работам и оказанным услугам. В любом случае инспекторов надо постараться убедить, что финансовые трудности носят временный характер, и вскоре недоимка будет погашена.

Игнорировать налоговые комиссии по недоимке небезопасно. Инспекторы могут сразу же выставить инкассо (если средства на счету у компании имеются) либо начнут взыскание за счет имущества. А при личной встрече все же существует возможность согласовать сроки погашения недоимки.

Причины налоговых долгов по мнению УФНС по г. Москве
Столичное Управление ФНС России проанализировало причины хронической налоговой недоимки у ряда организаций . Как выяснилось, вся проблема в «неправильном распределении очередности платежей». Для компаний в период кризиса в приоритете погашение банковских кредитов и расчеты с контрагентами в ущерб перечислению платежей в бюджет.

Комиссии по налоговой нагрузке

Кого вызывают. Налоговая нагрузка рассчитывается как процентное отношение всех налогов, которые платит компания, к выручке от реализации. Причем у каждой отрасли она своя. Вот свежие данные среднеотраслевой налоговой нагрузки , на которые ориентируется ИФНС. На такую налоговую комиссию рискуют попасть даже те компании, которые впервые отклонились от нормативных значений. На беседе компанию будут склонять перенести часть расходов, требовать бизнес-планы и перечень мероприятий, направленных на увеличение прибыли.

Что ответить инспекторам. На комиссию по низкой налоговой нагрузке стоит заранее подготовить пояснения. Низкую прибыльность можно объяснить спецификой деятельности, временными трудностями, новым видом деятельности и т. д. Объяснить отклонение можно увеличением расходов (например, возникли какие-то непредвиденные расходы), курсовыми разницами, падением продаж т. д. Причины убытков тоже могут быть самые разные: компания развивается, привлекает займы, трудоемкость высока и т.д.

Компанию, которая игнорирует вызов на комиссию по налоговой нагрузке, могут включить в план выездных проверок. Риск включения в него тем выше, чем больше отклонение показателя налоговой нагрузки от среднеотраслевого.

Неординарные комиссии

Поскольку принципы отбора компаний на налоговые комиссии и порядок их проведения в законодательстве не прописаны – в том самом письме ФНС, о котором мы упоминали в самом начале публикации, черным по белому написано, что для рассмотрения на заседании комиссии могут быть отобраны «иные налогоплательщики».

В связи с этим налоговики на местах проявляют смекалку и проводят «самодеятельные» комиссии. Некоторые, к примеру, устраивают комиссии для мигрирующих компаний . Особенно рискуют организации, которые переехали из другого региона и при этом еще имеют непогашенные налоговые долги и убытки.

Другие ИФНС проводят налоговые комиссии для компаний на спецрежимах . В частности, тех, кто работает на упрощенке с объектом «доходы минус расходы» и платят минимальный налог или показывают убытки. Кое-где популярны так называемые «отраслевые» комиссии – на них приглашают представителей самой проблемной, с точки зрения инспекторов, отрасли в регионе. В Москве это строительство – именно в этой сфере чаще всего выявляются нарушения налогового законодательства.

Чем рискует генеральный директор?

Конечно, компания обязана посещать налоговые комиссии. Вывод об этом проистекает из общего права налогового органа вызывать налогоплательщика для дачи пояснений в связи с уплатой, удержанием и перечислением налогов. За неявку на любую комиссию генерального директора могут оштрафовать на 4000 руб. по части 1 статьи 19.4 КоАП РФ.

Как правило, налоговики приглашают генерального директора и очень не любят, когда вместо него приходит представитель компании. Все очень просто – генерального директора гораздо проще напугать и, угрожая выездной проверкой, вынудить компанию доплатить налоги или поднять зарплату сотрудникам.

Однако если интересы компании на налоговой комиссии представляет опытный эксперт в области налогообложения и налогового права, такие «фокусы» у налоговиков, как правило, не проходят.

Если вас вызвали на комиссию – будем рады помочь! Мы объяснимся с инспекторами от имени вашей компании и дадим убедительные ответы на все вопросы проверяющих.

Связаться с экспертом

Наши клиенты, находящиеся на бухгалтерском обслуживании, получают письма о недостаточном уровне заработной платы в организации по сравнению со среднеотраслевым значением. Пример такого письма смотрите ниже.

Что делать, если Вы получили такое письмо и как на него реагировать?

Среднеотраслевой уровень заработной платы, обязательно ли он должен быть таким? Предлагаем обратиться к Трудовому Кодексу РФ. Смотрим статью 133.1, из нее мы понимаем, что субъект РФ принимает региональное соглашение со своим уровнем минимального размера оплаты труда, при этом данный уровень не может быть ниже уровня размера оплаты труда установленным федеральным законом. В Москве минимальный уровень на данный момент составляет 18 742 рублей согласно Московскому трехстороннему соглашению. Получается, что в законодательстве отсутствует требование о среднеотраслевом уровне заработной платы.

Сообщение налоговой инспекции о повышении заработной платы до среднеотраслевого уровня незаконны. Однако, такие письма о повышении заработной платы направлены на легализацию «теневой» заработной платы. Инспекторы считают, что заработная плата в пределах МРОТ или чуть выше по Москве просто не соответствует действительности. Налоговые инспекции рекомендуют пересмотреть уровень заработной платы и сообщают о том, что в противном случае компания может быть отобрана для проведения выездной налоговой проверки. Кстати если обратиться к действующему Приказу ФНС № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 г., то, в пункте 5 Приказа мы обнаружим условие о выплате среднемесячной заработной платы не ниже среднеотраслевого уровня, иначе, более низкая заработная плата будет являться одним из критериев проведения выездной налоговой проверки (пункт 5 Приказа).

Что мы предлагаем нашим клиентам? Обязательно отреагировать на письмо ИФНС, составив письменный ответ. Приложить к ответу копию штатного расписания. Указать причину выплаты такого уровня заработной платы.

Вариантами ответа могут быть:

Рекомендуем клиентам ознакомиться с данным письмом, принять решение и составить письменный ответ. Если Вы решаете повысить оклады, то обязательно в письме сообщите, что с 01 числа месяца оклады сотрудников будут повышены до такой-то суммы и приложите копию нового штатного расписания.

В последнее время количество запросов от налоговых органов неуклонно растет. Запрашивают всевозможные данные – пояснение причин убытка, величины налоговой нагрузки , наличие системы оценки добросовестности контрагентов и многое другое. Наряду с этим довольно часто претензии налоговиков касаются величины зарплаты, которая «ниже средней по отрасли».

Очень часто это замечание озадачивает бухгалтеров. И неудивительно. Во-первых, нередко очень трудно понять, о какой среднеотраслевой заработной плате идет речь. Ведь, наверное, только новичок будет считать, что такой показатель один. Среднеотраслевая заработная плата может быть по конкретному городу (району), а может быть областной.

Во-вторых, не так легко подверить и уровень заработной платы по данному показателю. Ведь требование-то с указанием нужной величины в любом случае уже приходит по факту, то есть тогда, когда подправить прошедшие периоды практически нереально. В тоже время нередки случаи некорректного составления запроса, в котором размер среднеотраслевой оплаты труда вообще просто не указывается, да еще и исполнитель неизвестен.

И что делать в такой ситуации? Конечно, самое главное и самое первое – это не паниковать, а спокойно в ней разобраться.

Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» определяет систему планирования выездных налоговых проверок , а заодно устанавливает оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Так, в пункте 5 данного приказа определено, что одним из критериев оценки рисков для налогоплательщиков является выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

Сразу становится понятней, какое среднеотраслевое значение нужно считать. Субъектом РФ будет являться в этом случае не конкретный город, в котором зарегистрирован налогоплательщик, а субъект РФ. Перечень субъектов приведен в статье 65 Конституции РФ.

Например, организация, зарегистрированная в г. Смоленске и относящаяся к ИФНС России по г. Смоленску, будет брать среднеотраслевой показатель по Смоленской области.

Не успели

А вот оперативно получать эти значения будет проблематично, несмотря на то, что рассматриваемые данные открытые, – статистика подводит официальные итоги, которые и поступают в свободный доступ, с определенной объективной задержкой.

Например, на текущий момент времени (август 2018 года) на сайте статистики (https://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/) доступны данные по май 2018 года. И то без разбивки по регионам страны. Поэтому подправить возникшее расхождение можно будет только в перспективе.

Хотя, подчеркнем, это совсем необязательно. Ведь, по факту, получается, что размер среднеотраслевой оплаты труда влияет лишь на то, будет ли налогоплательщик включен в списки для налоговой проверки. А штрафов или вообще обязанности поддерживать зарплату, равную среднеотраслевой или превышающую ее, закон не устанавливает. Ведь административная ответственность установлена только за выплату зарплаты ниже МРОТ .

В письме УФНС России по Московской области от 23.07.2007 № 18-19/0372 так и говорится, что доначисления «зарплатных» налогов не зависят напрямую от уровня среднестатистической заработной платы. Налог будет доначислен только в случае установления фактов выплаты налогоплательщиком «теневой» заработной платы или выявления каких-либо ошибок, повлекших за собой неполную уплату налогов.

Об этом же говорят и судьи (Постановление ФАС Московского округа от 30.07.2007 № КА-А41/7118-07 по делу № А41-К2-3115/ 07). Определением ВАС РФ от 05.12.2007 № 15995/07 отказано в передаче данного постановления в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.

Аналогичный вывод был сделан ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 30.10.2008 № Ф04-6627/2008(15063-А45-25) по делу № А45-1955/2008, в Постановлении от 21.05.2009 № Ф04-2979/ 2009(6530-А81-37) по делу № А81-1884/2008, в Постановлении от 27.04.2010 по делу № А81-3998/2009.

Объективные причины

Но, конечно, попадать «на карандаш» налоговой тоже не хочется. Особенно если есть объективные причины в отношении выплаты заработной платы ниже отраслевой.

Надо спокойно разобраться в ситуации и изложить объективные доводы в ответе в налоговый орган.

К примеру, если начисления были меньше среднеотраслевого значения в связи с тем, что работники находились на больничных, в отпусках без сохранения заработной платы, работали согласно условиям трудовых контрактов неполное рабочее время и т. п., то эти пояснения и надо изложить в ответе.


ПРИМЕР 1. «ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ» ЗАПИСКА

Уровень оплаты на нашем предприятии, сопоставляемый со среднеотраслевой оплатой труда, определен налоговым органом некорректно, только по формальным цифровым значениям.

Однако надо учесть тот факт, что на предприятии имеются лица, работающие исходя из специфики работы предприятия неполный рабочий день.

Например, Миронов Д. В., выполняющий обязанности главного бухгалтера при окладе 18 000 руб. согласно трудовому договору должен отработать не более четырех рабочих часов в день. В его обязанности входят сводный контроль первичных документов, выявление ошибок, формирование налоговой отчетности по итогам работы за квартал.

А в соответствии с п. 79.3 Приказа Росстата от 22.11.2017 № 772 «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации»» лица, работавшие неполное рабочее время в соответствии с трудовым договором, штатным расписанием или переведенные с письменного согласия работника на работу на неполное рабочее время при определении среднесписочной численности работников учитываются пропорционально отработанному времени.

Таким образом, при пересчете сумм оплат труда на полный рабочий день согласно методике Росстата РФ получаем, что величина оплаты труда на предприятии не только не ниже среднеотраслевой величины, а значительно превышает ее.

Исходя из вышеизложенного отрицательных отклонений заработной платы от среднеотраслевого уровня оплаты труда не наблюдается.

Если все же будет установлена правота налогового органа в отношении соответствия фактического уровня заработной платы среднеотраслевому, надо понять, какова величина расхождения, насколько статистический показатель соответствует объективной экономической реальности в вашей местности.

Ведь не всегда «средняя температура по больнице» будет отображать состояние конкретного больного. Все эти доводы надо также аргументированно изложить в ответе.


ПРИМЕР 2. ПРИЧИНЫ РАСХОЖДЕНИЙ

Выдержка из ответа в налоговый орган (цифровые значения условные):

Заработная плата на нашем предприятии составляет 21 200 руб., что действительно ниже среднеотраслевой заработной платы в нашем регионе, которая составляет 27 380 руб. Однако повысить заработную плату мы не имеем финансовой возможности по определенным экономическим причинам. Сильная конкуренция, невысокие цены на наши услуги не позволяют пойти на такой шаг. Наша чистая прибыль за последний отчетный период составила 182 тыс. руб. Мы планируем провести ремонт нашего офисного здания, плановая стоимость которого составит 130 тыс. руб.

При этом в нашей организации трудится 15 человек. Повышение оплаты труда на 6180 руб. (27 380 руб. – 21 200 руб.) приведет к росту расходов на 92 700 руб., что в совокупности с запланированными расходами на ремонт отрицательно скажется на финансовом состоянии организации и выразится в получении убытка в размере 40,7 тыс. руб. (182 тыс. руб. – 130 тыс. руб. – 92,7 тыс. руб.).

Таким образом, на текущий момент наша организация не имеет финансовой возможности для увеличения заработной платы.

Естественно, аргументы могут быть различными. Здесь может быть и сопоставление реальной зарплаты с МРОТ, и наличие убытков, и готовящиеся крупные инвестпроекты, влияющие на платежеспособность компании. Главное, чтобы они были обоснованы.

И, конечно, еще один вариант действий – это повышение оплаты до рекомендованной величины.


ПРИМЕР 3. НЕ ВИНОВАТЫ, НО ИСПРАВИМСЯ

Выдержка из ответа в налоговый орган:

Ваш запрос относительно того, что уровень заработной платы в нашей организации ниже среднеотраслевого значения, был тщательно рассмотрен. После анализа финансового состояния нашей компании было принято решение с 1 числа будущего месяца произвести повышение заработной платы до рекомендованных размеров.

Бухгалтер и руководство предприятия должны тщательно оценить все возможные варианты действий, плюсы, минусы и последствия и после этого по любому варианту обязательно составить письменный ответ.

Сергей Данилов, корреспондент «ПБ»